post-title

Микаэл Даниэлян: У армян и азербайджанцев общие беды – ментальность и власти

Армения - независимое государство. Другое дело, что власти Армении находятся под сильным контролем России. У нас стоят российские военные базы, что не может не сказаться на политическом курсе.

 

Интервью Turan c известным армянским правозащитником, главой Хельсинкской ассоциации Армении

Вопрос: Возможно ли примирение армян и азербайджанцев в принципе? Если да, то какие шаги для этого  должна сделать армянская сторона и какие азербайджанская? Это относится как к властям, так и рядовым гражданам.

Позиция Еревана достаточно жестка в вопросе урегулирования. Насколько это отражает настроения рядовых граждан? Есть сегодня в Армении "партия мира" или только "партия войны?"

Ответ: Жесткость – позиция не только официального Еревана, но и Баку. Обе стороны говорят со стороны силы. «Партии мира» нет не только в Армении, но и в Азербайджане. Есть отдельные политические деятели. Про Армению могу сказать, что может ближе всех к такому понятию относятся политики, несущие либерально-демократические ценности. Они есть среди оппозиционного Армянского Общенационального Конгресса и среди вновь появившихся «свободных демократов». Уверен, что  и  в Азербайджане они есть, но к большому сожалению, явно не во власти. Сегодняшние власти в наших республиках, только но словах создают видимость примирения, урегулирования, а на деле продолжают политику «войны».

Однозначно, примирение возможно после урегулирования. А урегулирование наступит после осмысления происшедшего и двустороннего покаяния. Я говорю не о слепом религиозном покаянии. В принципе, за пределами республик, армяне и азербайджанцы мило общаются, дружат, ведут совместный бизнес. Так что вопрос, можно сказать, решен, дело за малым – поменять власть у нас и у вас. И хватит обращаться к посредникам, любой вопроc можно решить самим. Для этого хватает умов в наших республиках.

Вопрос:  Недавно в Азербайджане отмечали 20 годовщину трагедии Ходжалы, а в Армении трагедию Сумгаита. Как вы расцениваете случившееся там и там? Кто несет ответственность за эти события?

Ответ: Националисты разных мастей, разных национальностей, умелые «провокаторы» из различных контор…. И простое быдло, которого достаточно и в Армении, и в Азербайджане.

Вопрос:  Чем объяснить, что армяне и азербайджанцы (турки) на протяжении истории периодически воюют, льют кровь, а потом мирятся? Почему так происходит?

Ответ: Для меня «…ответ простой и ответ единственный» – МЕНТАЛЬНОСТЬ.

Вопрос:  Считаете ли вы возможным реализацию совместных проектов и программ с коллегами из Азербайджана? Что сегодня может сблизить гражданские общества обеих стран?  Какие вопросы и темы вы считаются актуальными для обоих народов и обществ?

Ответ: С коллегами из Азербайджана меня связывает старая, и как мне кажется, добрая дружба. Мы не раз участвовали в различных совместных программах. Актуальное для наших народов одно – полное игнорирование и попирание фундаментальных прав и свобод человека со стороны властей, как в Армении, так и в Азербайджане. И совместная борьба против произвола стоящих у власти может и уже сблизила представителей гражданского общества.

Вопрос:  Верите ли вы, что при нынешнем режиме в Армении в вопросе урегулирования может быть достигнут прорыв?

Ответ: Мирное урегулирование конфликта возможно только при легитимных и демократических властях, как в Армении, так и в Азербайджане. А подобный «статус-кво», к сожалению,  выгоден сегодняшним властям в наших республиках.

Вопрос:  В Азербайджане бытует мнение, что Армения не является независимым государством и действует по воле  Москвы. Согласны ли вы с этим?

Ответ: Армения - независимое государство. Другое дело, что власти Армении находятся под сильным контролем России. У нас стоят российские военные базы, что не может не сказаться на политическом курсе. С другой стороны, а что, там, где стоят американские военные базы или скажем те же российские – они что, не являются независимыми государствами?

Ну а если быть до конца справедливыми – то под контролем, или скажем под тем или иным влиянием России находиться не только Армения.

А страны Европы, получающие газ? А недавние дебаты в конгрессе США об отмене поправки Джексона –Вэника? С Россией, с её имперскими замашками и гэбэшными лидерами, считаются все. Другое дело нравиться мне это или нет. Ответ однозначный – нет.

Вопрос:  Что вы думаете по поводу отклоненного Конституционным советом Франции законе о криминализации отрицания геноцида армян?

Ответ: Еще задолго до решения Конституционного совета Франции, я, отвечая на вопрос армянских журналистов, заявил, что подобный закон противоречит правам человека, праву на свободу слова и выражения.

Вопрос:  Как бы вы спрогнозировали ли бы события, если в Армении к власти вернется Роберт Кочарян?

Ответ: А что, он собирается вернуться?

P.S. Вообще, между нами много общего. Мы похожи. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так. У нас схожая ментальность. «Может поэтому, хотя и нельзя сказать наверняка» - одноименные частицы отталкиваются. У нас даже, схожие власти и это наша общая беда.

Yuxarı