Фильм о Доминике Стросс-Кане
В настоящее время Феррара и сценарист Крист Зойс работ…
Владимир Путин вернулся на президентство. А если кто забыл, как подполковник КГБ впервые поднялся на вершину власти, то немецкий фильм "Четвертая власть" внятно напоминает об этом.
Новый художественный фильм Денниса Ганзеля (Dennis Gansel) выходит в кинопрокат Германии очень своевременно. Позади президентские выборы в России, у руля снова старый знакомый, а тут политический триллер, действие которого происходит в современной Москве, где убивают журналистов, преследуют инакомыслящих и взрывают бомбы в метро ради укрепления властной вертикали. Трудно представить себе, что этот фильм в обозримом будущем выйдет в российский кинопрокат.
По следам Литвиненко и гламура
В фильме президента России зовут, разумеется, не Путин, и триллер "Четвертая власть" не претендует на документальную достоверность. Даже наоборот. В самом начале белым по черному сказано: события вымышлены, персонажи придуманы. Но уже в первом кадре среди ночи рушится от взрыва многоэтажный дом, погребая под собой невинных людей. Теракт на киноэкране датирован осенью 1998 года. Годом позже реальную Россию сотрясла серия взрывов жилых домов. Камуфляж прозрачный, но формальная корректность соблюдена. Игровой фильм глупо обвинять в подтасовке фактов, хотя очевидно, на что замахнулся режиссер. На киноэкране - вольная экранизация книги Литвиненко и Фельштинского "ФСБ взрывает Россию".
Главный герой политтриллера "Четвертая власть", берлинский репортер светской хроники Пауль Янсен, оказался в затруднительных обстоятельствах после опубликованной им серии поддельных интервью и сбежал с тонущего корабля карьеры и личной жизни в Москву. Там Пауля, которого играет симпатяга Мориц Блайбтрой (Moritz Bleibtreu), устроил на работу в московский глянцевый журнал друг его покойного папы, влиятельный медиамагнат Алексей Онегин. Звучит красиво, но Пушкин тут совсем ни при чем.
Не говорящий ни слова по-русски берлинский репортер дает редакции пару дельных советов, как лучше представлять на страницах журнала фотографии со светских раутов, на которых среди прочих виповских звезд мелькает супруга бывшего мэра Москвы. Тираж растет. Пауль входит во вкус московской жизни: перепрофилированные под ночные клубы храмы, девушки в шелках и мехах, шампанское рекой и поцелуи, не отходя от барной стойки.
Протестный андеграунд
Но гламурная Москва - это лишь прелюдия. Уже мелькнула в коридорах издательского дома, где под роскошным пентхаусом бульварного журнала расположилась скромная редакция независимой газеты, таинственная незнакомка в свитере и джинсах. А вскоре прямо на глазах у Пауля на улице среди бела дня от выстрела в упор падает на асфальт известный политический обозреватель.
Желая произвести впечатление на прекрасную незнакомку, которая оказалась журналисткой из породы борцов за справедливость и правду, Пауль публикует в обход всевидящего ока главного редактора некролог на смерть убитого журналиста. Лаконичная заметка провоцирует нездоровый интерес спецслужб. Незнакомка по имени Катя приглашает Пауля в знак благодарности на митинг оппозиции, протестующей против закручивания гаек в кильватере терактов, которые власть приписывает чеченцам. Там Пауль знакомится с ее друзьями-диссидентами. Пока омоновцы разгоняют толпу, он вместе с Катей идет пить водку в кабак, где бородатая интеллигенция оттягивается под цыганский шансон. Под утро Катя оказывается у Пауля в постели.
Едва влюбившись, Пауль лишается подруги, которая спускается в метро в тот момент, когда там раздается мощный взрыв. Эффектно подброшенный взрывной волной герой Блайбтроя приходит в чувства в СИЗО, где его отучают улыбаться циничные следователи, жестокие надзиратели и перспектива провести на бетонном полу у параши семь месяцев по обвинению в причастности к терроризму. На счастье, в битком набитой камере сидит чеченец, у которого отец Пауля, убежденный коммунист из ГДР и журналист-правдоискатель, в свое время брал интервью о том, как и для чего ФСБ взрывает Россию. Чеченец немца не забыл и взял его сына под защиту.
Дублер Москвы
Но, оказывается, Пауль тоже может постоять за себя. Как только заканчивается тюремный кошмар, немецкий гость лихо разделывается с двумя оперативниками и быстро выходит на след политического заговора, который обнаружил его отец. Тот, как будто зная, что его политически несознательный Пауль сбежит в Москву и будет жить в его квартире, оставил там ребус, который должен вывести высокопоставленных злодеев на чистую воду. Согласно традициям жанра, Пауль возвращается в свою опечатанную квартиру.
Но в отличие от голливудских героев, которым обычно приходится ужас как нелегко, немецкий искатель приключений без особых усилий уходит от погони, беспрепятственно проникает туда, куда ему нужно, и в мгновение ока находит то, что до него безуспешно искали матерые сотрудники спецслужб. Тем не менее, эти натянутые сюжетные ходы не мешают получать удовольствие от бешеного темпа и энергетики политтриллера.
В Москве режиссер снимал всего четыре дня: слишком дорого. Поэтому, скажем, тюремные эпизоды сняты в Германии. Среди статистов-заключенных были бывшие зэки, отсидевшие срок в российских тюрьмах. Их Деннис нашел в Берлине. Они-то и проследили за тем, чтобы экранная тюрьма как можно больше походила на реальную. Сложнее оказалось спрятать в кадре достопримечательности Киева, где в основном снимался этот фильм про Москву. То мелькнет в кадре желтая киевская маршрутка, то Богдан Хмельницкий на коне, то Родина-мать с вознесенными к небу руками. А Софийский собор удостоился чести быть дублером не только Москвы, но и Питера. Под Шереметьево был "загримирован" Борисполь. Немецкая публика таких тонкостей не увидит, отмахивается режиссер, и вообще, с бюджетом в 6,3 миллиона не будешь перекрывать Красную площадь, как это сделали бы коллеги из Голливуда.
Увлекательно и серьезно
Деннис Ганзель снимает увлекательное кино, но одних погонь и перестрелок ему мало. Об искушении властью и манипуляциях ею - самый известный фильм Ганзеля, драма "Эксперимент-2: Волна" (Die Welle) об опасных играх в автократию. И даже вампирская комедия "Вкус ночи" (Wir sind die Nacht) - тоже про всемогущие "темные силы". Ганзель считает, что зрителю можно и нужно давать развлечение со смыслом. Снятый по голливудским рецептам и изначально по-английски с международным актерским составом фильм "Четвертая власть" доходчиво объясняет, не называя реальных имен, на чем держится вертикаль власти в российской "управляемой демократии". Этот развлекательный фильм поднимает и другие сложные вопросы.
Что касается главного героя, то бульварный репортер Пауль возвращается в Германию политически ангажированным журналистом. Непривычная концовка для триллера. Но жизнь, как всегда, дает фикции фору. Всего год назад Деннис Ганзель, дав волю своей творческой фантазии, вывел на улицу множество молодых людей, которые разыграли московскую демонстрацию на киевской площади в 200 метрах от российского посольства. Сегодня в Москве в распоряжении режиссера оказались бы тысячи реальных добровольцев.
Элла Володина
Deutsche Welle