Падение великого кукурузника
Часто оглушенный громкой музыкой, опьяненный разноцветным коктейл…
Переехав в Баку, я был полон радужных мечтаний. В голове сияло бесконечное солнце, а над головой ясное безоблачное небо. Вокруг было много замечательных людей, мир представлялся сплошным застольем и вечным праздником, который будет всегда со мной. Постепенно с глаз начала сходить розовая пелена, я всё чаще сталкивался с повседневностью, всё чаще натыкался на правила поведения, которые здесь считаются нормальными, а у меня вызывают оторопь.
Справедливо считается, что обобщённая характеристика народа, находится в опасной близости от нацизма. С этим трудно спорить. И всё же, очень легко можно заметить, как люди, живущие сотни, а то и тысячу лет в определённых географических условиях, в определённом историческом контексте, проявляют совокупные черты, свойственные именно этой общности. Мне резонно могут возразить, мол, разные слои населения имеют разные модели поведения, и сводить всех к одному знаменателю не правильно. И с этим не стану спорить. Безусловно, каждый народ имеет своих гениев и злодеев, проповедников и негодяев, но не они определяют "всеобщее" выражение лица, стереотип поведения "улицы".
Жилище, в котором трудно жить.
С самых первых лекций, прочитанных на архитектурном и на строительном факультетах всех стран мира, произносится как заклинание, сакраментальная фраза - прежде чем закладывать фундамент жилого дома необходимо провести инженерные коммуникации - воду, газ, электричество, слабые токи, котельную для горячего водоснабжения и отопления, подъездную дорогу с твёрдым покрытием. Эти азбучные истины, эти аксиомы, не подлежащие обсуждению, вдалбливают студентам с первых курсов альма-матер.
Баку, второе десятилетие двадцать первого века. Без малого два года, как оплатив полную стоимость (100%), я живу в доме, в котором, за отдельные деньги (примерно 50% от первоначальной стоимости), достроил внутреннее пространство квартиры, произвёл штукатурные, малярные, электрические и сантехнические работы, включая покупку и установку всего оборудования.
С тех пор, я живу в доме, до подъезда которого почти весь первый год приходилось аккуратно пробираться, обходя строительный мусор и грязевые колдобины, поскольку асфальта, как такового, не было. В доме, в котором до сих пор нет трансформаторной подстанции, а электричество подаётся с помощью маломощного кабеля, подключённого, вне всяких правил, к соседствующей сети, из-за чего регулярно по нескольку раз в день, а то и на сутки, отключается свет. В доме, в котором нет, и в ближайшее время не предвидится, газоснабжение, а потому не возможна даже локальная система обогрева квартиры. Живу в своей квартире без ордера, без купчей, по документации, которая юридически абсолютно ничтожна. А когда случилась зима, бывает и такой сезон в году, водоснабжение и вовсе прекратилось на две недели. Поскольку, при минусовых температурах разорвало водопроводные трубы, которые по строительным нормам и правилам необходимо прокладывать под землей, ниже отметки промерзания грунта, а здесь проложены были по поверхности земли. Ну, а о таких незначительных мелочах, как перебои с работой лифта, мне, живущему на пятом этаже, как-то даже неловко писать.
Теперь-то я знаю, что подавляющая часть Бакинских новосёлов живёт точно в таких же условиях, и с такими же липовыми документами, как и я, но это не очень большое утешение. Только не подумайте, что эти люди из категории отверженных, неудачников по жизни. О нет, купить квартиру в Баку может только очень узкая прослойка людей, с высокой покупательной способностью, доказательством тому огромное количество построенных, но незаселённых, пустующих домов. Кстати, это яркое свидетельство бурного роста теневой экономики. Обладатели теневого капитала не желают вкладываться в развитие открытой для контроля экономики, и не имеют более надёжного способа сохранить капитал, чем вложения в недвижимость.
Так вот, во всех развитых цивилизованных странах, подчёркиваю - во всех без исключения, квартиры, а чаще дома с участком, с полным оборудованием, включая меблировку, продаются за 20-25% их рыночной стоимости, с рассрочкой остальной суммы платежа на 25-40 лет в зависимости от гражданского законодательства. И только в странах, где в место уголовного права процветает семейственность и кумовство практикуется прямо противоположное. Стопроцентную предоплату за незавершённое строительство, не приспособленное для нормального человеческого проживания, могут взимать только мошенники, да и то, только при отсутствии или попустительстве прокуратуры. То есть, слово такое есть - прокуратура, а института нет.
Покупатель всегда не прав.
На первом этаже моего дома расположен магазин, торгующий продовольственными и промышленными товарами. Захожу, чтобы купить электрические лампочки. Хозяин магазина, он же продавец, очень милый человек, зная меня уже второй год, жестом руки не даёт мне вымолвить слова.
"Подожди, дорогой. Куда спешишь? Сначала надо поздороваться. Расскажи, как живёшь, как дела, как семья... " Так продолжается пару минут, и, только за тем, мне разрешается изложить свою просьбу. Я говорю, что мне нужны качественные лампочки, так как предыдущие быстро перегорали.
Это ещё один повод выразить своё уважение ко мне. На азербайджанском это звучало примерно так: "Аиб сёзду, мен сене омрумде пис мал вермерем". В русской транскрипции, видимо, - "Побойся Бога. Не уж-то я тебе, уважаемому человеку, втюрю дурной товар(?!)".
Меж строк замечу: втюрит, ещё как втюрит, и глазом не моргнёт. Не он, персонально, а совокупный продавец, с чем я сталкиваюсь почти ежедневно.
В этой наивной и безобидной сцене нарушено сразу несколько фундаментальных свойств урбанизированного образа жизни. А именно: функциональная связь переведена в сферу межличностных отношений; стандартная роль заменена индивидуальной, импровизационной; юридическая ответственность подменена эмоциональной, а правовая субъектность - панибратством.
Поскольку этот тип взаимоотношений в обществе доминирует, то он распространяется и дальше на следующие внутригрупповые и межгрупповые уровни. Вплоть до взаимоотношений индивидуума и власти. Хорошее поведение подданного являются залогом успешности. Индивидуальному человеку выгодно любить институты власти, его благополучие зависит от степени их благосклонности. То, что это достигается ценой потери собственного достоинства мало кого волнует. Если называть вещи своими именами, то это и есть архаический тип поведения, свойственный предурбанизационным эпохам.
Мы вас вылечим от всех болезней.
Мой поясничный остеохондроз, болезнь века, облегчает десяток физио процедур с использованием карипаина. В Москве, по предписанию терапевта, в районной поликлинике, все виды физиотерапии проделывал бесплатно, обходясь коробкой конфет. В Баку разовая процедура, которая продолжается 15 минут, стоит от 7 до 9манатов, т.е. 10-12$. Соответственно 10 процедур - 120$.
Недалеко от моего дома нахожу платную поликлинику и договариваюсь о процедурах. В назначенные дни прихожу со своим карипаином на сеансы, а попутно фиксирую, что функцию медсестры выполняет врач с высшим образованием, молодой человек приятной наружности. Врач очень обходительный, прекрасно говорящий по-русски, приезжающий на работу на дорогом внедорожнике, из чего делаю вывод, что он из благополучной семьи.
Пятый сеанс. Я уже раздет по пояс и собираюсь лечь на процедурный лежак. Раздаётся звонок мобильного телефона врача. В течение нескольких секунд мой дородный молодой человек, как то подобострастно съёжился, и так же вежливо, как и прежде, попросил меня, если мне не трудно, одеться и подождать минут 15 в коридоре процедурной. Я оделся, попросил вернуть моё лекарство, и что-то буркнул, типа того, что это мой последний визит.
"Но ведь я извинился перед Вами", - с недоумением произнёс врач, не понимая, что происходит.
"Спасибо, я не принимаю Ваших извинений". Выдавив эту фразу из себя, я выскочил прочь.
Бедный мой доктор-сестра милосердия, он так и не понял, что произошло, что благоговение и чинопочитание не входит в число достоинств человека, что существуют вещи, чуть важнее нашего бренного тела.
Зачем читать, если есть телевизор.
Владимир Познер написал книгу воспоминаний - "Прощание с иллюзиями", которая только что вышла в русском переводе. Биография В.Познера это своеобразный портрет двадцатого века. Он долгие годы жил в разных странах и был знаком со многими знаковыми фигурами века. Фрагменты этой книги я слушаю по воскресеньям в передаче Майи Пешковой "Не прошедшее время" на Эхо Москвы, и, естественно, моё желание прочитать книгу в бумажном варианте.
В Баку, на улице Ахмедбекова, недалеко от памятника девушке, много лет сбрасывающей с себя чадру, открыт магазин "Русской книги". Зашёл, в надежде купить ставшую уже бестселлером книгу. В прекрасном интерьере двухъярусного магазина, не менее красивые девушки с компьютером на прилавке. Всё очень чинно, стильно... пустынно. Молодые продавщицы, едва говорящие по-русски, после небольшого напряжения понимают мою просьбу, но не понимают, почему, при наличии такого большого количества красивых книг, мне почему-то понадобилась именно та, которой нет на прилавках. Девушки хорошо воспитаны, владеют компьютером, поэтому роются в его недрах, но, к сожалению, не могут удовлетворить мою экстравагантную просьбу. Интересуюсь, кто и как формирует состав этих бесконечных полок. Вопрос застаёт девушек врасплох, и они рекомендуют мне обратиться к элегантному, солидному человеку при галстуке и белоснежной рубашке, видимо, начальнику книжного магазина.
Подхожу к начальнику, а поскольку я тоже хорошо воспитан, то сначала здороваюсь, а затем настойчиво в разных формах пытаюсь объяснить правомерность моей необычайной, возможно, даже оригинальной просьбы. На лице собеседника постепенно зреет раздражение и, наконец, отчаявшись объяснить нелепость моей просьбы, приводит основной, абсолютно убийственный аргумент.
"Это магазин имэит важны палытичэски значэни..."
То есть, это не книжный магазин, а учреждение-иммитант, или монумент, демонстрирующий нерушимость русско-азербайджанской дружбы на века. В условиях рыночной экономики такое, с позволения сказать, бизнес предприятие, не рассчитанное на покупателя, исчезло бы вмиг. Впрочем, я не прав, оно просто не могло бы появиться. А в этой реальности, органично вплетённое в законы новых колониальных отношений, оно благополучно живёт, оплачивает аренду из кармана налогоплательщиков, и процветает. Имитация урбанизированности, демонстрация светской атрибутики, вот основной посыл "потёмкинского" бытия. Не быть, а слыть, как говорят умные люди.
Не нравится, езжай в свою Россию.
У меня две референтные группы читателей. Первая - мои единомышленники, а вторая - идейные противники. К числу последних относятся два любимых мною родственника. Не пытаясь вступать со мной в прямую дискуссию, они очень огорчаются по поводу моих публицистических статей, содержащих, по их мнению, крамолу. Я бы не стал отвечать им публично, если бы это было из ряда вон выходящим мнением. К сожалению, знаю, у них много единомышленников, в ином случае страна была бы другой.
Суть претензий сводиться к двум основным: в России ситуация ни чем не лучше (камень в мой огород), а во многом даже хуже чем у нас; а все мои рассуждения о преимуществах демократии и республиканских форм государственного устройства давно всем известны и банальны.
Действительно, Россия, особенно последнего десятилетия, далеко не лучший пример для подражания. Но, в отличие от нас, в недрах современного авторитарного режима в России уже вызрело новое поколение свободолюбивых, борющихся за своё достоинство граждан, и в ближайшее время эта волна себя проявит в полной мере.
Наши страны слишком разномасштабные, не только по размерам, но по их месту, значению и роли в мировой истории. Россия по своему научно-исследовательскому, технологическому и интеллектуальному потенциалу, уровню высшего образования входит в число мировых держав, поэтому даже намёки на сопоставимость наших стран большая иллюзия и пагубная мания. Значительно продуктивней сравнивать нас не с Россией, а с географически близкими странами: либо такими как Турция или Грузия - с одной стороны, либо - Ираном или Сирией - с другой. Вот где реальная, а не мнимая развилка, вот где реальный мировоззренческий выбор. И никуда мы не денемся, рано или поздно придётся решать именно этот вопрос.
Главное же не в том, кто лучше или хуже, со смутными критериями оценки, а в том, каковы направления и тенденции общественного развития страны. Политологи утверждают, что тренд важнее фактов.
Страна остро нуждается в демократических преобразованиях, по давным-давно известным формулам, воплощённых в десятках развитых стран. Но для того, чтобы эта банальность стала реальностью, её должна осознать элита и принять в виде аксиомы, подобно тем первокурсникам из первой истории. Альтернативой реформации - явится бунт, который может быть на некоторое время подавлен силой, но только законсервирует проблему, загонит её вглубь, пока нефть в цене.
Если бы в общественном сознании хотя бы 5-7% продвинутого населения нашей страны укоренилась мысль, что сменяемость власти есть благо для страны, что даже самый умный и безупречный человек, не может постоянно находится на вершине власти, абсолютная власть, как концентрат, разъедает личность, что разделение ответственности между различными ветвями власти, это гарантия эволюции без взрывов и катаклизмов, а сосредоточение безграничной власти в одних руках, это граната с выдернутой чекой, отсчитывающей время...
И если бы случилось ещё много разных подобных событий, то жили бы мы уже в другой стране, с изменённой матрицей.
Нам повезло, природа отобрала именно нас из миллионов возможных комбинаций и усадила в скоротечный поезд. Поезд жизни. В этом составе много вагонов. Мне не нравится, как устроена жизнь в нашем вагоне.
Но мне скоро выходить, а нашим детям и внукам здесь оставаться. Мне бы очень не хотелось, чтобы они переходили в английские, французские, немецкие или турецкие вагоны. Они достойны большей включённости в цивилизованный мир, находясь здесь.
Тамирлан Бадалов
Март, 2012
Kultura.Az