post-title

Кризис медиа продолжается

Мехман Алиев: "Завотделом Администрации президента Эльнур Асланов говорил, что они выиграли информационную войну с Арменией. Я не знаю, что они выиграли, где выиграли. Могу сказать, что с точки зрения пропаганды у армян очень большой опыт, они работают более организованно и активно."

 

Интервью SalamNews с директором информагентства "Туран" Мехманом Алиевым.

– Как Вы оцениваете нынешнее положение печатных и электронных СМИ в Азербайджане?

– Если мне придется оценивать нынешнюю ситуацию, то, естественно, будет самая низкая оценка - 2. Возможно, даже меньше 2-х. Порой учителя в средней школе ставят оценку ниже двойки и, более того, красной ручкой. Ситуация очень тяжелая. Есть взять все факторы деятельности прессы, это и вправду так. Потому что Азербайджан - единственная в мире страна, у которой в печатных и интернет СМИ нет рынка рекламы. Это фундаментальный фактор для прессы. Пресса – коммерческая структура. В первую очередь, создается для того, чтобы заработать и вкладывать  прибыль  в развитие. Это фактор, обеспечивающий развитие печатного органа. Сейчас в прессе рынок рекламы на нуле – всего 2-3 млн. манатов в год . Для азербайджанской прессы,  в принципе, это  ничего не значат.

Существуют мировые стандарты. Объем рынка рекламы в СМИ должен составлять как минимум 1% ВВП. Если сейчас наш ВВП колеблется в пределах 50 млрд., то эта сумма должна составлять 0,5 млрд. Мировая практика показывает, что половина дохода медиарекламы  приходится на телевидение, остальная часть - на печатные и другие органы СМИ. Сейчас мы можем сказать, что в Азербайджане объем рынка рекламы печатных и Интернет СМИ должен находиться в пределах 250 млн. А этого нет. И не может быть. Потому что существует и другая сторона. Я изучил ее. Речь идет о том, что у нас 70% ВВП формируется за счет нефти. Что Госнефтекомпания будет рекламировать себя? А остальные? Остальные - это Azercell, Bakcell, Narmobile и другие крупные компании. Основу рынка рекламы должны составлять мелкий и средний бизнес.

Например, в Германии  мелкий и средний бизнес формируют 97% бюджета страны. В других странах примерно такая же ситуация. У нас этого нет. Наша экономика не позволяет этого. Перечислять можно долго. Объективно говоря, азербайджанские власти не могут и не хотят обеспечить независимого развития СМИ. Это реальность.

– Какие меры должны принять руководители и сотрудники СМИ для решения проблемы?

– Это сложно. В нынешней ситуации азербайджанские журналисты ничего не могут поделать. Мои исследования и исследования других товарищей показывают, что сейчас 98-99% прессы и даже телеканалов находятся под влиянием властей. Последние события – арест Аваза Зейналлы, смерть Рафика Таги, судебные иски против газет "Ени Мусават" и "Азадлыг", отдельные выступления против СМИ показали, что трудно объединить журналистов и что-то сделать. Все исходит от зависимости. Это субъективная причина. Объективной причиной является контроль государства над бизнесом в целом. Думаю, ситуация в стране должна измениться, чтобы изменилось и наше положение. Я в свое время уже высказывал эту мысль и повторяю. Мы - часть экономики, бизнеса, и бизнес в Азербайджане должен быть независимым, чтобы и СМИ были независимыми. Это связанные между собой вопросы. Одно без другого сложно, невозможно.

– Как по-Вашему, в чем должна заключаться роль государства в области СМИ?

– СМИ, в первую очередь, должны играть коммуникативную роль между государством и обществом. Обеспечивать  передачу информаций между сторонами. Во-вторых, должны объяснять, анализировать их. Здесь есть и другой момент. Азербайджан 20 лет назад стал независимым. Это новый этап. Многое перестраивается заново. Роль азербайджанских СМИ должна заключаться в поддержке работ по госстроительству, внедрения новейшего опыта из-за рубежа  и т.д. Пресса должна выполнять функцию самую важную функцию -  общественного контроля  и над правительством, и над обществом. Тут есть и другие вопросы – экономические, законодательные, культурные, нравственные, религиозные и др. Во многих аспектах пресса должна играть важную роль.

Это очень сложный период. Думаю, роль прессы в нем должна быть ведущей. Говорят, пресса – четвертая власть. В такой ситуации пресса должна быть первой властью. Если бы она могла выполнять функцию общественного контроля, то в Азербайджане не было бы коррупции, Азербайджан был бы совершенно другим государством. Поэтому власти довели прессу Азербайджана до такого состояния, чтобы она не могла выполнять функцию общественного порицания,  полномочия, которые  дает ей общество.

– Если смотреть через призму объективных СМИ, каким должно быть идеальное общество?

– Существуют общечеловеческие ценности. Идеальное общество должно формироваться на базе  общечеловеческих ценностей. Полагаю, что в таком случае многое было бы иначе. Например, мне  нравится  Конституция Норвегии. В первой статье их Конституции говорится о правде, как базовом принципе. Если изначально действия кривые, то  все становится кривым. В таком случае из мелкого вопроса смогут вырасти большие проблемы. В этом важна роль СМИ. В нашем кодексе профессиональной этики присутствуют три принципа. Первый – служение истине, второй – уважение к источникам информации, третий – уважение чести и достоинства. Как я отмечал, соответствовать первому принципу – служение истине – наша основная задача.

– В последнее время участились разговоры о лицензировании интернет-телевидения. Что Вы думаете по этому поводу, следует ли государству регулировать эту сферу?

– У нас есть телеканалы, и мы увидели, к чему привело азербайджанское телевидение и общество их регулирование. С одной стороны, каналы предпочитают шоу и такого рода программы. Я бы даже сказал, что наносят ущерб нравственности людей, распространяют дезинформацию, создают дезинтеграцию.

Думаю, что сейчас наши зрители настолько образованны, что испытывают неприязнь к этим каналам. По подсчетам, сейчас около 20% населения смотрит местные каналы. Многие предпочитают смотреть зарубежные каналы. Вместо такого лицензирования лучше бы уж ничего не было. Сейчас не только интернет-телевидение, но и телеканалы нужно освободить от надзора Национального совета телерадио и Администрации президента. Эта власть старается контролировать интернет, но позволить такое нельзя. Должно оказываться серьезное сопротивление этому. Сейчас и внутри, и вне существует сопротивление. Пока что это предотвращается. Поэтому, полагаю, что кто хочет, чтобы в Азербайджане интернет-пространство было свободно, без вмешательств, тот должен вести серьезную борьбу.

– Вы являетесь гендиректором одного из объективных СМИ страны – информагентства "Туран". Как Вам удалось создать самое объективное средство массовой информации страны?

– Когда создавалось агентство "Туран", основным вопросом было прорвать информационную блокаду. Тогда у нас, в Азербайджане, не было независимых каналов информации. Вся информация в стране передавалась по линии ТАСС (ИТАР-ТАСС), Азеринформ был частью его, информация за рубеж передавалась посредством них. То есть фильтровалась в Москве, Баку. У иностранного читателя не создавалось объективной картины. Поэтому мы приняли решение создать независимое агентство и подавать зарубежному читателю объективную информацию об Азербайджане. Тогда было две основные темы. Первая – карабахская проблема, вторая – напряженные процессы, реформы в Азербайджане. Так мы приступили к деятельности. Основной задачей было донести до мировой общественности правду, и мы добились этого. Главное - желание. Если оно есть, результат будет.

Мы привлекли к работе журналистов, и достижения показали, что мы - организация, которая развивается в данной сфере. К сожалению, власти для предотвращения нашего развития создавали много препон, и в определенной степени добились этого. Мы могли бы принести больше пользы Азербайджану. Наша цель - по возможности приносить пользу государству, обществу, давать импульс правильному направлению, развитию. Мы взяли за основу международные принципы СМИ, изучили их и в соответствии с ними работаем. Поэтому нас воспринимают на международной арене. На сегодняшний день "Туран" воспринимают, уважают как источник информации. Это важный момент. Думаю, это один из успехов. То есть, если говорить правду, будет уважение и доверие. Это фактор, определяющий успех СМИ.

– Как по Вашему, могут ли сегодня азербайджанские СМИ вести информационную войну с армянскими?

– Откровенно говоря, я не люблю слово "война". Звучит как-то чересчур. Мы  не ведем войну. Существуют  отдельные инициативы, которые сплошная партизанщина. Завотделом Администрации президента  Эльнур Асланов говорил, что они  выиграли информационную войну с Арменией. Я не знаю, что они выиграли, где выиграли. Могу сказать, что с точки зрения пропаганды у армян очень большой опыт, они работают более организованно и активно. Их присутствие на российском информационном пространстве велико. Взять хотя бы агентство "Регнум". Это результат длительной и верно проводимой политики. У нас же  работа ведется  разрозненно. Небольшой  успех  преподносится как большая победа. Это похоже на мыльный пузырь. На самом деле мы ничего не выигрываем, и с такой политикой ничего не выиграем. Неудачи продолжаются. Что касается нашего агентства, то мы не ведем войну,  мы просто выполняем работу.

Хотел бы отметить еще один момент. Наше агентство 20 лет обменивается информацией с армянским партнером. Это очень редкое явление в мировой практике. Мы даже в период войны обменивались информацией. И в этом  информационном обмене есть свои важные элементы. Свои мысли мы должны доносить не оскорблениями, не угрозами, а фактами, должны говорить правильно, убеждать. Для того, чтобы они опустили оружие, нужно вести диалог, говорить и этим чего-то добиваться. Думаю, в этом смысле есть успехи. Потому что знаю, что в среде армянских СМИ у "Туран" достаточно прочная позиция, на нас делается много ссылок. Это очень важно, то есть мы можем довести свое слово.

Yuxarı