post-title

Lili Marlene

Та, что является одной из величайших носительниц мифа о роковой женщине «леди-вамп» и титула секс-символа ХХ века, разрушившая на киноэкранах 30-х гг. целомудрие и пуританство.

 

Первые упоминания о Марлен Дитрих, для меня прозвучали из уст ведущего АзТВ 80-х программы кинозала «Ретро», пересказавшим с вдохновением весь ее образ из культового фильма «Голубой ангел». Это было 27 декабря  1986 года. Уже в 97-ом под руководством одного из культовых киноведов Европы Сергея Добротворского в Санкт-Ленинграде в ретро-кинотеатре «Спартак», демонстрировался долгожданный мною шедевр с участием этой богини.
 
Осчастливив этот мир 27 декабря 1901 года, и как подобает легенде, иконе и мифу, биография этой леди не без тайны и легенды. Мария Магдалена фон Лош решила стать Марлен Дитрих в самом юном возрасте. Девочка, сидя за партой, придумывала будущую себя - лист из школьной тетради покрывали подписи «Марлен» с росчерком пера «Дитрих». Семья Марлен была более «немецкой», нежели семья самого фюрера. Сама она - физиологический экземпляр «арийской расы»: блондинка, голубоглазая с бледной кожей. Воспитанная в консервативном духе мидл-класса, Марлен готовилась стать скрипачкой, и тут помешала болезнь запястья. Затем начала выступать в кордебалете и сниматься в кино. Ее судьбу триумфально повернул к мировой славе фильм «Голубой ангел» и его режиссер Йозеф фон Штернберг, которого пригласила для постановки из Голливуда кинофирма UFA. Так возник один из самых блистательных альянсов в истории кино, так взошла звезда Марлен. Героиня Дитрих в «Голубом ангеле» – певичка из кабаре Лола-Лола – превратилась в символ неотразимой сексуальности и надолго утвердила эталон женщины-вамп. Однако фон Штернбергу пришлось изрядно поработать в процессе работы над фильмом, и после него, дабы сформировать из пухлой, сочащейся плотью немецкой фройлен, неповторимый стиль женственности Марлен. Далее в Голливуде под руководством фон Штернберга она превращается в блестящую фемину, загадочную леди, холодную и страстную одновременно, таящую огонь подо льдом. В лирико-экзотических драмах фон Штернберга, «Марокко», она играла роковых красавиц и авантюристок, а название фильма «Белокурая Венера» стало вторым после «Голубого ангела», накрепко пропечатавшимся к ней. Третьим стала «Алая императрица».
 
Ее соотечественница и вечный оппонент Лени Рифеншталь – «валькирия», чистая дева, мифическое существо из древних саг - чуть было не перебежала дорожку. Марлен и Лени, до сих пор одна из самых выразительных оппозиций в немецкой истории искусства. В своих мемуарах, фон Штернберг колебался, какую из двух «арийских» (секс)символов раскручивать за океаном, но Лени проявила благородство и уступила пылавшей ревностью Марлен, которая после прихода Гитлера к власти, покинула нацистскую Германию и перебралась в США, где получила гражданство. Судя по мемуарам дочери и по дневникам ее поклонника Эриха Марии Ремарка - Дитрих была замечательно ясным, цельным, по-немецки жестким и последовательным человеком. Но все же ей, было присуще нравственное чутье: эмиссары доктора Геббельса настойчиво зазывали Марлен в Германию, но в ее голову и сердце не укладывалось возвращение на родину в роли первой актрисы рейха. Она умела отстаивать свою гражданскую позицию и свои принципы, веровала в то, что судьба мира зависит от каждого из нас.
 
За океаном кинокомпания Paramount Pictures использует Дитрих как оружие в борьбе с конкурентом –  MGM, чьей звездой являлась - Грета Гарбо. На экране Марлен Дитрих являла собою образ более чувственный и утонченный. Голливуду нужна была не только пара «самых красивых в мире ног», но и изысканная европейская панацея. Дитрих, осталась в истории символом европейской элегантности, хотя и отшлифованным на голливудском конвейере, но так и не подчинившимся ему. В благодарность фон Штейнбергу сотворивший ее mega star, Марлен разбила ему сердце - он был не первым и не последним, с кем она флиртовала подобным образом. Она и по жизни оказалась верна своему амплуа роковой женщины. Среди мужчин, оставивших память в ее судьбе,– Эрнест Хемингуэй, Чарли Чаплин, Жан Габен, Орсон Уэллс, Фриц Ланг, Франклин Рузвельт, Шарль де Голль. В годы второй мировой войны она вступила в американскую армию и стала кавалером французского ордена Почетного легиона. В экипировке американской армии, выступала перед союзными войсками в «освобожденной» Германии. Однако большинству немцам это пришлось не по духу, и когда (в начале 60-х) она впервые после войны приехала на родину, ее выступления освистывались, на плакатах писалось "Go home, Marilene".
 
В пятидесятые она уже стала мифом эпохи, а ее кинематографический триумф завершился в собирательном образе ее канонического амплуа недоступности, то, что привлекло мастера саспенса Альфреда Хичкока отразившего в фильме «Страх сцены». В не самом удачном фильме метра она является аттракцией жанра. Дитрих – божественна и порочна, на момент съемки в фильме ей было 50!!! Покинув экран кинематографа, как поп-дива со «второй молодостью» покорила сцену, снискала триумфы на подмостках Лондона, Парижа, Лас-Вегаса, Москвы, Тель-Авива, Токио, Сиднея, Рио де Жанейро. В 1960 году гастролирует по обе стороны Берлинской стены, и после неудачной попытки примирения с соотечественниками, Марлен Дитрих в сердцах произнесла, что больше никогда не вернется в Германию.
 
Многие super star пытались имитировать ее неподражаемый стиль – мужские брючные костюмы, сигарета в длинном мундштуке, сдвинутая на глаза цилиндрическая шляпа, но никому это не удавалось до конца, даже таким ярким как Мерлин Монро и Мадонна. Еще в 30-ые в советском кино, после голливудского вояжа режиссер фильма «Цирк» Григорий Александров перекрашивает «под Марлен» Любовь Орлову в образе заграничной акробатки (от природы Орлова была шатенкой). В первоначальной версии синопсиса-либретто («Под куполом цирка», мюзикл на тексты Ильфа и Петрова) главную героиню звали Алина, однако виртуозный стилист Александров переименовал ее в Мерион Диксон. Так декадентская утонченность Марлен Дитрих из голливудского мифа, виртуально увековечила себя в эпохе сталинского соцреализма. Ее образ чувственной и вместе с тем отрешенной, почти асексуальной, (вернее, даже бисексуальной), и по сей день остается культовым для всех геев. В фильме Лючино Висконти «Гибель богов» (1969) актер Хельмут Бергер является в травестированном облике Лолы-Лолы. Хотя бы, поэтому она уже остается непокоренным эталоном женской красоты.
 
Последние 12 лет своей затворнической жизни Марлен Дитрих провела в Париже. В 1983 году австрийский режиссер и актер Максимилиан Шелл снял свой документальный фильм «Марлен Дитрих. Белокурая бестия» в ее парижской квартире. Тогда ей было 83 года, и она наотрез отказалась показываться в кадре. В конце восьмидесятых ее дочь Мария Рива написала и издала книгу «Моя мать Марлен Дитрих» приоткрыв любовные, актерские и политические тайны из дневника матери. Это серьезно  подорвало ее здоровье и стало затяжной причиной смерти. Уже в новом столетии нового тысячелетия состоялось церемония возведения ее в титул почетных граждан Берлина. Глядя на море свежих цветов на могиле Марлен Дитрих, верится, что нынешнее поколение разноцветных германцев полностью солидарны в ее реабилитации.
 
И все же при детальном просмотре документального фильма, где-то на ощупь есть присутствия ее нетленной магии. Это смонтированные кадры кинохроники, планы ее квартиры, где улавливаются, в поле зрения объектива камеры, руки и несравненный голос Марлен, который даже время не смогло изменить. Этот голос, ставший символом гламура и гиперсексуальности целых поколений, в значительной мере изменил главный вектор «самого важного вида искусства», да и культурный дискурс всего XX века.
 
Ульви Мехти
 
Kultura.Az
 
Yuxarı