- Зулейха ханум, что Вы скажете о столь необычной форме конкурса классической музыки?
- Форма такого научно-исполнительского конкурса сейчас была использована впервые. Это, так сказать, первый опыт в истории исполнительских конкурсов. И хочу отметить - весьма удачный опыт.
Обычно участник конкурса на всех отборочных турах занимается только чисто исполнительской деятельностью, и жюри оценивает его игру и музыкальную трактовку. Но в данном случае перед всеми участниками стояли еще и иные задачи.
Нужно было написать реферат и рассказать на первом туре о тех произведениях, которые играются во втором. Честно скажу, что для исполнителя задача не из легких. Хотя все участники справились с ней достаточно хорошо.
Польза от такой формы конкурса для исполнителя огромная! Молодой музыкант не только увлекается своей игрой, но анализируя исполняемое произведение, уже совершенно другими глазами видит это произведение, и это, безусловно, откладывает отпечаток на исполнении. Проанализировав тот или иной момент с теоретической точки зрения, исполнителю уже захочется показать слушателю, что он увидел здесь интересное, а может быть даже новое...
- Являясь членом жюри конкурсов, Вы формируете фортепианную школу не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Каков Ваш критерий оценки молодых музыкантов?
- Мне кажется, что жюри не формирует фортепианную школу, а вибирает только сильнейших. А фортепианную школу формируют те педагоги, у которых занимаются конкурсанты. Именно поэтому различные страны находятся на самых различных уравнях развития исполнительского искусства, представляя собой совершенно разные музыкальные школы. И та школа сильнее и крепче, где у студетов прежде всего показаны глубокий академизм и высочайшие технические навыки. Этому учат учеников с самых первых уроков музыки, начиная с правильной постановки рук...
На данном конкурсе выступили представители различных музыкальных школ. Вот например пианистка из Грузии Тинатин Алавидзе совершенно по новому поняла и исполнила "Царскосельскую статую" Кара Караева. И все члены жюри единогласно отметили этот факт.
Итак, постараюсь обобщить сказанное. Молодой музыкант должен убедить, даже если его прочтение произведения не традиционно, и при этом он не теряет при этом глубокого академизма. То есть академизм плюс индивидуальность. Это и может быть критерием его оценки.
- На конкурсах всем очень трудно. Вы способны увлечься талантом участника или всегда на все смотрите объективно?
- Здесь на Ваш вопрос отвечу очень коротко. Жюри всегда старается оценивать исполнителя объективно. Чем талантливее участник конкурса, тем ярче его выступление. И тогда он становится победителем. Это всё взаимосвязано. И бесспорно.
- Как студенты выдерживали столь напряженный научно-конкурсный режим? Кого бы Вы отметили персонально?
- Я уже сказала, что все конкурсанты справились со своими задачами достаточно хорошо. Хотя некоторых из них хочется выделить отдельно. Из младшей группы это Аббасов Мурад из Баку, Ализаде Фуад из Сумгаита и Акйылдыз Мерве из Анталии (Турция). Эти ребята не были привязаны к написанному тексту, а рассказывали все своими словами, свободно владея языком и иллюстрируя примеры на фортепиано. А из старшей группы - это бесспорный лидер конкурса, обладатель "Гранд При" Непомнящая Варвара из Москвы.
- Каковы Ваши впечатления от исполнения молодыми талантами Караевского наследия?
- В программу 2 тура конкурса были включены произведения Кара Караева как обязательные, и были сыграны практически все произведения композитора, написанные для фортепиано. Наверное можно точно сказать, что на протяжении целой недели пианистами никогда не исполнялась Караевская музыка в таком количестве. Причем исполнение и прочтение музыкального содержания молодыми исполнителями были настолько разнообразны, что все прослушивания воспринимаись членами жюри как что-то новое и очень свежее. И не было ощущения,что все это создано как минимум 30 лет назад...
У меня во время конкурса возникали чисто субъективные ощущения. Каждый звук и каждая новая нота вызывали массу воспоминаний, связанных с моими детством и молодостью, перед глазами наплывали картины той прошлой жизни, в которой я тогда находилась, будучи дочерью композитора, именем которого и был создан данный конкурс.
Я думаю, что все подобные воспоминания и делают человека счастливым.
- Вы уже долгие годы проживаете в Стамбуле, скажите, пожалуйста, Ваше мнение, насколько известна азербайджанская музыка в мире и как она воспринимается слушателями?
- Однозначно ответить на Ваш вопрос немного трудновато. Мы живем в Стамбуле. А как я могу Вам сказать насколько известна наша азербайджанская музыка, например, в странах Южной Америки или Африки?
Единственное, что могу сказать, это то, что CD с музыкой Кара Караева очень много раскупаются в Соединенных Штатах. А более подробно я могу лишь рассказать о ситуации в Турции. Конечно в отношении нашей музыкальной культуры и нашего музыкального образования мы находимся здесь в положении "старшего брата". Здесь много азербайджанских музыкатов, много преподавателей работают в косерваториях, унивеситетах, в симфонических оркестрах. Все они пользуются всегда большим уважением и авторитетом. И естественно, что в связи со всем этим существует огромный интерес и к нашей музыке. Весь этот процесс очень органично вплелся в культуру Турции.
Беседовал Эльмир Мирзоев
Kultura.Az