post-title

Бедность в Европе: вдохновение художника и головная боль политика

Древние греки высмеивали бедных и убогих. В Средние века стала популярной идея милосердия и благотворительности. А с ней возник вопрос, кто из бедных достоин помощи, а кто - нет.

 

 

Выставка в Трире под названием "Бедность. Перспективы в искусстве и обществе" ("Armut. Perspektiven in Kunst und Gesellschaft") охватывает период в 2500 лет. Несмотря на столь широкий исторический масштаб и многообразие тематических аспектов, в экспозиции, подготовленной университетом Трира в сотрудничестве с двумя городскими музеями, четко прослеживается единая идея, ведущая к животрепещущим проблемам современной Германии. Это и объясняет высокий интерес к выставке, которая после Трира будет показана в Ульме.

Дилемма Святого Мартина

Нищий африканец, 3-2 век до н.э., АлександрияНищий африканец, 3 - 2 век до н.э., АлександрияЭкспозиция прослеживает отношение к малоимущим, нищим и убогим с античности до наших дней. В Древних Греции и Риме бедные служили предметом насмешек, а нищета и сопутствующие ей обстоятельства не вызывали сострадания. Отношение к бедным меняется с распространением христианской религии, идей милосердия и благотворительности.

Однако бедный бедному - рознь. Кто достоин помощи, а кто - нет, этим вопросом в Европе задавались, оказывается, уже сотни лет назад. Иллюстрирует эту дилемму изображение святого Мартина, который, по легенде, отдал половину своего плаща замерзающему нищему. Для выставки в Трире отобрали картину, на которой святой Мартин - перед непростым выбором. На полотне швабского мастера, датированном 1502 годом, его просят о помощи двое нищих. Подаяние получает более немощный и, что еще важно, житель города, то есть член общины, "свой" нуждающийся, а не "чужой", подчеркивает куратор выставки Нина Траут (Nina Trauth).

Чужой и бедный

Святой Мартин и его плащСвятой Мартин и его плащ"Чужой" беден, потому что не имеет права пользоваться общими благами. Ярлык "чужой" - это стигма, ведущая к исключению из общества, лишению прав и даже уничтожению. Нацизм в Германии стал ужасающим кульминационным моментом в разграничении на "чужих" и "своих", хотя и других примеров преследований в истории Европы немало.

На экспозиции в Трире их иллюстрирует, например, так называемая "Вывеска-предупреждение для цыган" (Zigeunerwarntafel) 17-го века. Такие вывески, как рассказала Нина Траут, устанавливали на перекрестках дорог. На них показаны телесные наказания, казни, пытки, которые ждут преступивших границы "чужаков". Предупреждение не случайно выполнено в форме картины, а не текста: мол, поймет и неграмотный, и чужестранец, не знающий язык.

Наблюдение, идеализация, воззвание

Если во времена барокко бедность - это явление скорее индивидуальное, то в эпоху индустриализации оно становится массовым. Поиски решения проблемы ведут к зарождению социально-критических идей, которые находят отражение и в  искусстве. Как, например, в известной литографии Кете Кольвиц (Käthe Kollwitz) "Хлеба!" из цикла "Голод". Скупыми средствами художница показывает отчаяние матери, неспособной накормить детей. Очевидна здесь цель Кольвиц: вызвать в зрителе сострадание, но также заставить его возмутиться и начать действовать

''Хлеба!'' Кете Кольвиц, 1924 год"Хлеба!" Кете Кольвиц, 1924 годЭта работа размещена в части экспозиции, названной "Воззвание". На выставке экспонаты сгруппированы не хронологически, а по темам. Остальные четыре раздела называются "Документирование", "Идеал", "Стигма" и "Реформа".

Несмотря на преобладание социально-критической перспективы в концепции выставки, экспозиция обращает внимание и на разнообразие подходов художников к теме бедности. Здесь и идеализация, граничащая с китчем, и беспристрастное наблюдение, и допускающая иронию дистанция. Как на картине Питера Брейгеля Младшего "Семь деяний милосердия": многоликая бедность может служить художнику источником вдохновения, материалом для изучения натуры, идеей для сюжета.

На полпути к идеалу

Завершает экспозицию раздел "Реформа". Здесь сосредоточены художественные свидетельства различных социальных проектов преодоления бедности. Помимо портрета Карла Маркса, известнейшего критика капитализма, здесь в качестве иллюстрации социалистической утопии выставлен советский плакат, противопоставляющий тяготы известных репинских бурлаков успехам новой советской жизни.

''Сидящий'' Альбрехта Вильда, 2008 год''Сидящий'' Альбрехта Вильда, 2008 годКонцепция справедливого правления представлена картиной Ганса Вредемана де Вриса и Пауля Вредемана де Вриса "Справедливость и несправедливость" 1594 года, привезенная специально для экспозиции в Трире из Исторического музея Гданьска. Картина разделена на две половины: на одной торжество Юстиции ведет к всеобщему благоденствию, на другой несоблюдение правосудия приносит распри и бедность.

Присутствуют на выставке и современная Германия: в виде фотографий дебатов в бундестаге с участием Герхарда Шредера (Gerhard Schröder). К стене под фотографиями прислонилась пугающе похожая на живую фигура бездомного. Рядом с ней на небольшом табло бегущей строкой на разных языках появляется фраза: "Я нуждаюсь. Прошу подаяния".

Круг замкнулся. За две с половиной тысячи лет Европа все еще не избавилась от бедности. Да и возможно ли это вообще?

Ольга Солонарь

Deutsche Welle

 

Yuxarı