post-title

(НЕ)ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ ДЛЯ КЛАВЕСИНА или ЗАПИСКИ БРОДЯЧЕГО МУЗЫКАНТА V.

 
Каждый человек хоть раз в жизни,наяву или во сне, да сталкивается с кошмарной ситуацией. Нет ,я не имею в виду продукцию американской киноиндустрии ,где после медленного скрипа двери в басовых тонах , и традиционно умного вопроса героини: "ДƏри???" ("Папа?") после продолжительной паузы выскакивает из ниоткуда безобразная слизистая кукла (или акула, терминатор,медведь, исламист, птица, кукуруза, смотря по ситуации), ну а дальше бешенный шум, свет , крики "О,май гад, фƏк"(думаю, тут перевод не уместен) нас уверяют в ужасности происходящего. Нет,я имею в виду кошмары (или кошмарики) непоказного,личного плана,которые в нас глубоко сидят и о которых не очень-то и распространяются.Обычно, это страхи или связанные со здоровьем ("Доктор! А скажите, у меня рак?!"),или боязни профессионального плана.Я не имею в виду страхи обычного офисного планктона в белой сорочке, они однообразны и как правило неинтересны("-Вы уволены"). Гораздо интересней и тематически богаче галлюцинации узких специалистов,которые чего-то достигли на своём поприще. Не выдавая никаких имён и не претендуя на роль психоаналитика с кушеткой, могу предположить для себя некоторые "кошмарики" из снов(или видений) отдельных специалистов: широко-плотоядная улыбка нескольких людей в штатском, встречающих тебя в подьезде (резидент спецслужб); "так вот они какие,всадники апокалипсиса?!"(священник из Ватикана); ракета "земля-воздух" с надписью "маде ин Луганская республика"(пилот европейских авиалиний); поздравительная открытка от Дона Карлоса из оффшорной банковской зоны(владелец банка); пробуждение вулкана "эйяфяллаёкюлль"(диспетчер лондонского аеропорта), "Палыч,он же на нас бежит,на двух ногах!Стреля...!!"(охотник на медведя); обнаружить рюкзак стюардессы за плечами выпадая за борт(спортсмен-парашютист); и т.д.
 
Присоединяясь к этой когорте, хочу сегодня поделиться нашей маленькой тайной: кошмарным сном многих музыкантов-исполнителей.Это выглядит примерно так:ты на сцене как солист, публика-парфюм-прожектора, оркестр заканчивает свое вступление, тебе вступать, а ты не знаешь- что играть!Есть,конечно разные вариации(потерял ноты, инструмент, забыл текст,оркестр играет другое произведение и т.д.), но суть одна - публичное посрамление на сцене.Наверняка,эти "галики" наращиваются годами тяжелой учёбы, нацеленной на сценическую деятельность,как всякими байками-попугайками,так и реальными событиями. Всякое случается за годы учёбы на сцене (и за нею), с каждым солистом случаются казусные сценические истории ,и от степени "психологической неуязвимости" зачастую зависит - станет ли этот ученик сценическим артистом, или нет. Про "сценические" страхи многие знают, даже делают на этом рекламу.Недавно видел в интернете ролик про пианистку, которая, дескать, хочет остановить оркестр во время исполнения, потому что они начали играть не то произведение,но дирижёр её не слышит, и она вынуждена играть с ходу друой концерт Моцарта.Немалая часть зрителей поверили, судя по их комментариям.Зная эту "кухню" изнутри , хотелось им сказать там:"Ага! Щасс.Она с оркестром не репетировала даже.Зачем ей,она же все концерты наизусть знает,зачем гонять оркестр попусту на репетиции? Пришли на концерт,сказали друг-другу "Здрасстье",вылезли на сцену,"таак , что у нас сегодня в меню? Аха,Моцарт,ну чтож, раз-два, ля-минор, поехали", после чего получили гонорар и разбежались до следующего концерта?" Такого не бывает.Если даже все(включая оркестр) знают всё наизусть,и то необходима минимум одна репетиция для темпов и "стыковок",где выяснилась бы проблема.
 
Не зацикливаясь на данном рекламном трюке, хочу вернуться к нашей "галлюциногенной" теме,и рассказать, почему собственно, я обратился к ней. Не так давно увидел выставленный друзьями видеоклип на музыку из кинофильма "Цыган".Музыка к фильму,да и сама картина была невероятно популярна среди зрителей конца советского периода.Эту мелодию для клавесина в сопровождении эстрадного оркестра знали все,передавали радиостанции, переоркестровывали, играли на концертах, и т.д... Просмотрев видеоклип,я вспомнил свое первое выступление в сопровождении оркестра, и исполняли мы именно эту пьесу! "А какое отношение имеет эта музыка к кошмарам?" - спросите Вы, справедливо негодуя. Дело в том ,что своим дебютом с оркестром, с этой композицией я попал в самый настоящий "режим кошмарного сна", а придавать этому огромное значение,"смаковать", получать утешения(от прекрасного пола,естественно) тогда я не смог, потому что дело было в армии.А там ,как известно ,вместо психологической помощи можно получить разве что дружеский пинок в зад в качестве утешения. Хочу рассказать про тот "кошмарик" , и что вышло из этого в результате...
 
Итак,всё по порядку. Перед самым развалом Союза нас - первокурсников из Консерватории забрали в Советскую Армию, причём сразу после нашего призыва вышел указ: студентов до окончания ВУЗа не трогать.Нашего призыва это не касалось.Можете представить себе наш вой. Волчий вой в Колыме рядом с нашим показался бы стройным камерным пением.Но мне повезло:меня взяли пианистом в Штабной Оркестр Среднеазиатского Военного Округа в Алма-ате. Округ соединял в себе Среднеазиатские республики, а штабной оркестр был укомплектован отборными профессиональными музыкантами лет от 26 и до 62. По сути дела ,в этом оркестре в солдатах нуждались как в рабсиле, тащить литавры,ремонтировать помещения,ставить сцену во время концертов, ну а после этих дел , можно играть в составе.Нас - солдатов ,было человек десять, и все из музыкальных ВУЗов. Играющие. Пианисты ,как правилo,в военных оркестрах нужны как шестой палец на ноге,потому и меня определили в группу ударников. Вот я там и сидел несколько месяцев , изучал всякие ударные инструменты, попадал впросак в вопросах "игры под руку" (сказывалось "пианистическое прошлое"), получал нагоняи от дирижеров и тоскливо смотрел в сторону рояля,который дожидался своей очереди в углу.Думал, вот дали бы мне фортепианную партию, я бы им показал бы ядрёну мать, а то сиди тут, такты считай…
 
Случай, как и должно быть ,подкрался незаметно.В один прекрасный день библиотекарь (нотист) Галкин дал мне фортепианную партию, дескать, "на, учи". Партия была та самая,из музыки к кинофильму "Цыган"(в простонародьи-"Будулай"). Я просмотрел, учить было нечего, да и играть тоже, отложил в сторону. Репертуар оркестра был большой,от классики до Шостаковича,от строевых маршей до джаза, каждый день репетировали что-то новое ,и неизвестно было когда капитан Васильцов(второй дирижёр) соизволит до "Будулая" снизойти ,так что я забыл про бдительность. Но через день солдаты резко поставили во время репетиции синтезатор, настроили на клавесин, и дирижёр обьявил: "Ну, почитаем музыку из кинофильма".И вот так вот молниеносно я, молодой солдат оказался вдруг в роли солиста перед большим составом численностью в 65 голов. Всё было обыденно, буднично, никаких почестей для солиста, я совсем не так себе всё представлял! А где же восхищённые взгляды, где улыбки почитателе... Оркестр быстро отыграл свое вступление и замолк. В образовавшуюся паузу должны были войти ностальгические звуки клавесина.Они не прозвучали, так как я вместо того, чтобы считать эти такты, всё ждал специальный ауфтакт для себя,как и привык в школе.А в силу того,что молодого солдата в принципе никто за солиста, да и за человека не считает, об ауфтакте и речи быть не могло.Просто я должен был играть, и всё! Музыканты знают, что это за феномен: давящее молчание оркестра,тут не только молчание, тут тяжелые взгляды, смешки, бормотания, утомлённые вздохи и т.д., никому не пожелаю быть в шкуре виновного.Тут капитан Васильцов заорал что-то матерноватое для приличия,что надо считать, ёко-ло-мэнэ, моему учителью сольфеджио чао-бомбино,и т.д., после чего вновь дал ауфтакт оркестру. Отыгрыш оркестра опять же занял примерно 19 секунд, но эти 19 секунд мне показались как 91,я со страху сосчитал досконально все доли и вьехал в соло как надо. Тут наступил первый кайф, типа совместное музицирование и т.д., высокопарные тыры-пыры, меня на волне удовольствия понесло вперёд, но оркестру на мои приподнятые "интерпретационные" чувства было наплевать, они шли под руку дирижёра, так что я вскоре разошёлся с аккомпанементом. На этот раз дирижёр Васильцов разошёлся, бычьи глаза налились красноватой жидкостью: "Ммм..ля...(У него все мычания начинались с буквы "м", которые после неожиданно развивались в различные слова). Мирррзоеееев!!! Вашу(?) мать… (дальше-терминология аборигенов Казахстана)...!! Я тут кто,(пиип-пиип) что-ли, по-вашему?!" Оркестр тоже выразил своё недовольство,что -то вроде -"понасажали инвалидов... на нашу голову", и непонятно было, кому это было(понятное дело, кроме меня) ,во множественном числе адресовано. Так как они не были солдатами,на них орать было нельзя, дирижёр быстро закончил репетицию, пообещав мне, что выгонит меня в автомобильную роту, где я буду "два года рояль только на картинках рассматривать",если не выучу свою партию до завтра. 
 
После репетиции в курилке, получив несколько дружеско-бодрящих замечаний вроде:"ты кем себя возомнил, э,пацан?" от крепких парней саксофоновой группы, я задумался.Вроде, не концерт Листа,и вообще - играть нечего, но ...Тут подошёл ударник Малиновский, и усмехаясь ,сказал в сторону:"Ты на него(!) не смотри, играй вместе с оркестром, и всё. Понял?" Простая до гениальности формулировка перечеркнула многие мои школьные представления о музицировании, и назавтра всё изменилось до неузнаваемости. Все школьные опыты с вторым фортепиано, который играет партию оркестра, и во всём вторит тебе - почти все понятия оказались мифом. Мы "по методу Малиновского" запросто сыграли пьесу с первого раза и перешли на другие вещи. Инцидент был как будто исчерпан.Хотя, у меня и остались вопросы типа:"а работа над диалогами инструментов, фразами..." и т.д., но такие рафинированные понятия из арсенала возвышенных учительниц ДМШ ,волновал оркестр ровно настолько, насколько бы взволновало бы перо жар птицы поверхность большого барабана.Состав быстро перекючился на произведение местного композитора Поляковского "Русская рапсодия", и начал изображать по заказу композитора пьяного русского мужика.
 
Через несколько дней, когда уж я начисто забыл про свой первый сольный опыт,в друг поступил приказ:грузить машины, выезжаем на концерт в Центральный Парк Культуры. Среди объявленной программы я увидел и свой "солежник".Не успев понять , радуюсь или нет (играть- то сразу, без предварительной репетиции перед публикой), я очутился в концертной площадке, где сослуживцы оперативно ставили сцену.Вскоре библиотекарь Галкин(командир нашего отделения солдат,"дед", т.е. старослужащий) начал ставить ноты на пюпитры, где своей партии "Цыгана" я не обнаружил! Постаравшись сдержать дрожь в коленках от нахлынувших догадок, я робко спросил у "деда", мол, а где моя партия? Галкину будто дали шапкой по макушке, он резко укоротился на 10 см, посматривая украдкой по сторонам, яростно прощипел:"Ты что, "салага"("молодой солдат" -по армейской терминологии),вконец очумел(речь облегчена по мере возможностей)? Я что, за тобою буду ноты таскать?!" После этого у меня вопросов не было, ибо неписанный армейский регламент гласил:
 
Пункт 1. "Дед" всегда прав. 
Пункт 2. Если что не понятно, см. пункт 1.
 
Говорить дирижёру Васильцову перед концертом, что надо менять программу, потому как у меня нот нет,было нереально. По мне так и так "плакала авторота, укомплектованная трактористами ", да и "деда" Галкина сдавать с потрохами было не "по понятиям" , но и играть наизусть сольную партию перед публикой после двух с половиной просмотров...Пока я думал, что ж мне делать, публика собралась ,дирижёр в форме под кодовым названием "морская волна" вышел к зрителям, натянуто лыбясь посадил оркестр,и концерт начался! "Будулай" шёл четвёртым номером по программе, что было до этого я вообще не помню.Когда подошёл мой черёд,капитан дежурным оскалом Щелкунчика с ёлочки, пригласил меня за инструмент. Я подощёл походкой зомби,сказал про себя: " Жди меня, авторота,мать родная", сел и оркестр беспощадно начал свой отыгрыш. Эти 19 секунд вступления в смысле гаммы чувств и есть главнoе составляющeе кошмарных снов исполнителей.Впереди лицо дирижёра, которое исказится в яростных судорогах через несколько секунд, сзади угрюмое,как дуло автомата AK-47 лицо "деда" Галкина,которому тоже попадётся от начальства, который уже придумывает мне приговор ночного "дедовского" суда в коптёрке. В близком будущем -злорадствующие трактористы с арматурой из автобата,которые биологически ненавидели музыкантов и искали повода проучить,"чтоб служба мёдом не казалась" ("дык гываришь, у вас там в архестре трубы блестят,даа?").А самое главное- будущее выражение лица (и выражения) зрителей, которые уже качались и подпевали . Впору сказать для романтичности рассказа, что за эти секунды я вспомнил своё беззаботное детство,окутанный светом, когда я бегал по траве босиком к маме, её протянутые руки и тому прочая дребедень, но ничего такого не было. Неожиданно для меня случилось вот что: я как ни в чём не бывало ,начал играть свою партию наизусть.Со всеми диалогами, паузами и т.д.Не досконально ,конечно, но вполне себе так прилично для концерта.Оркестр сразу же подхватил эстафету, и получился живой контакт с трубой, которая "подбирает" соло.Было странное состояние экстаза, которое передать затруднительно.Оркестр казался каким-то живым организмом,который понимает тебя с полуслова.
 
Публика аплодировала дольше чем нужно, Васильцов хотя и посматривал с искривлённой гримасой("вчера двух нот связать не мог, а сегодня наизусть припёрся?"), но поднял меня и трубача для поклона. Возвращаясь на свое место, я увидел пригнувшегося за пультом Галкина ,который торжествовал, подняв большой палец.Концерт был спасён от позора, но сослуживцы "на всякий случай" мне вечером устроили-таки "воспитательную беседу": "Баа, да неужто это тот салабон, который вздумал деда припахать? А ну-ка отойдём,побеседуем..." 
 
Так закончился мой дебют с оркестром. Такого от себя я не ожидал,да и другие тоже.Каким-то образом стрессовое состояние на время открыло дополнительные резервы туловища. После концерта меня уже "выпускали " с сольными номерами на различные официальные мероприятия,дабы я развлекал дам на восьмое марта с "каким-нибудь душераздирающим вальсом" Шопена , или военную элиту мужественными аккордами Листа.
 
Но почему я всё это рассказал: никогда до и после этого инцидента я не пробовал играть произведение на концерте после двух с половиной проигрышей.Да ещё и наизусть. Hе думал, что такое возможно(по крайней мере ,со мною). Там же играл как с записанной ленты. Как мне потом обьяснили умные люди, в человеческом организме есть уйма скрытых возможностей, которые могут мобилизоваться в самый неожиданный момент.В качестве наглядного примера приволокли статистику: мол , почему самое болщое количество спринтеров выходит из Кении или Эфиопии? Да потому, что они с юности в саванне убегают от медведей(или крокодилов, уж точно не помню).Вот так их жизнь и заставляет становиться чемпионами.Ведь почему у немцев или датчан бегунов мало? Им стимула нет быстро бегать,за ними никогда крокодил не гонялся, и организм не мобилизует скрытые резервы.Правда, умные люди скрыли статистику про тех ,кого медведь всё-таки догнал, но им в целом удалось меня убедить.
Итак, друзья, не так страшен чёрт, как его малюют,кошмаров бояться можно и нужно, но не слишком. Иногда они могут нам указать на те двери, за которыми могут открыться неведомые дали. А эта пьеса у меня навсегда осталась в памяти как монумент Советской Армии и невидимым резервам организма в Центральном Парке Культуры г. Алма-аты...
 
 
P.S. Сколько ни сторонился, а в штрафной стройбат я с друзьями всё-таки угодил .Там организмы показывали нам уже другие скрытые возможности, но это уже совсем другая история.
 
Самир Мирзоев
Анталья
 
Yuxarı