Рауф Фархадов: "Для меня небесный бог давно умер"
- Ваши тексты чрезвычайно интересны и обычно наполнены нескольким…
Интервью Turan с главным дирижером и художественным руководителем Симфонического оркестра Государственной консерватории и Стамбульского университета Рамизом Мелик-Аслановым.
- В прошлом году вы получили серьезные травмы в результате падения. Потом вы долго и серьезно лечились. Как вы себя чувствуете, после тяжелых травм и операций? Судя по всему, вы полностью оправились и возобновили концертную деятельность?
- Спасибо за вопрос о здоровье, я тысячу раз благодарю Аллаха, что сумел более или менее выйти из этой ситуации и могу работать как дирижер. Когда в больнице ко мне после первой операции пришел врач на осмотр, я рассказал ему анекдот:
К больному полностью в гипсе приходит врач на осмотр.
Больной спрашивает: - Доктор, если я поправлюсь, то смогу играть на скрипке?
- Конечно, сможете, говорит врач.
- А вы знаете, что до того, что со мной произошло, я вообще не умел играть, говорит больной.
Сейчас я знаю, что самое главное это твой настрой, и человек силой духа может перебороть любую боль. Честно говоря, я не переставал дирижировать все это время, хотя приезжал на концерт в коляске и садился в нее после. Сейчас, слава богу, все позади.
- Вы приглашены на фестиваль во Францию, с каким репертуаром вы туда поедите, где будете выступать?
- Фестиваль во Франции это ежегодный фестиваль классической музыки молодежных коллективов в Белфоре (граница со Швейцарией, недалеко от Базеля). Туда съезжаются лучшие молодые солисты и коллективы со всего мира, и в течение месяца происходит настоящий фейерверк молодых талантов. Получить приглашение на мероприятие очень почетно, и я рад подобной международной оценке моего оркестра, с которым я, кстати, выступал в Баку в 2009 году в Музыкальной академии и Филармонии.
Программа концертов очень насыщенная. Мы приезжаем туда 10 июня, и в тот же вечер даем первый концерт без репетиции. В программе есть произведение турецкого автора. На бис я подготовил два танца Кара Караева. Где бы мы ни играли эту музыку, она вызывает бурю восторга.
Следующие два концерта 12-13 июня с несколько другой программой, включая музыку балета Стравинского «Jeu de Cartes».
- Выступаете ли вы с концертами в Баку?
- Я всегда рад выступать на родине, и в прошлом году с большим удовольствием дирижировал на Втором международном фестивале в Габале.
- Расскажите о своем оркестре, кто там играет, есть ли среди них наши земляки?
- В моем оркестре, состоящем из 90 человек, собраны, я считаю, одни из лучших молодых музыкантов Стамбульского университета. По окончании докторантуры, они не покидают оркестр (у нас есть возможность иметь в оркестре до 20 таких профессионалов, рядом с которыми молодые быстрее учатся и набирают опыт). Среди них есть и один наш очень способный земляк. Он скрипач, учится и играет у нас.
В этом году после длительного ожидания мне удалось открыть при оркестре студию записи, и теперь все наши выступления записываются и издаются на DVD.
Кроме того, я руковожу также Филармоническим камерным оркестром университета «Ишык». С ним мы также гастролируем и наряду с другими солистами в этом коллективе выступали и наши соотечественники: Мурад Гусейнов, Анар Ибрагимов, Фуад Ибрагимов, Ризван Садырханов, Юсиф Гасанов и др.
Совсем недавно наш оркестр исполнил сюиту из балета «Огузнаме», произведение нашего известного соотечественника - композитора Джаваншира Гулиева, который работает сейчас на Кипре. Несколько дней назад в Стамбульском оперном театре «Сурая» мы представили премьеру оперы Генри Персела «Дидона и Эней», которая прошла с большим успехом.
- Насколько востребована классическая музыка и Турции? В чем причина отъезда наших музыкантов за рубеж? Что надо сделать, чтобы этого не было?
- Симфонических оркестров в Турции очень много, только в Стамбуле постоянно действующих 5-6. Среди них есть государственные и частные. Есть также оркестр, действующий на средства мэрии Стамбула и даже отдельных муниципалитетов города. По-нашему – Симфонический оркестр Сабаильского или Ясамальсакого районов. Эти коллективы, как правило, не постоянные и дают в год по 6-7 концертов. Они не получают зарплаты, кроме выплат за выступление на концерте. Некоторые музыканты умудряются работать в 2-3 коллективах. При этом, все концерты проходят при переполненных залах, иногда билеты просто невозможно достать. Концерты муниципальных оркестров вообще бесплатны, но туда приходит еще больше людей, так что попасть на концерт вообще проблема.
В Турции функционирует та система «Домов Культуры», которая раньше была у нас, но оказалась разрушенной. В Стамбуле число таких «Домов Культуры» постоянно увеличивается. То есть, в каждом районе города достаточно мест, где можно не только провести концерт, но и выставку, показать кинофильмы. Мы разрушили всю эту систему и ничего, кроме «Шадлыг сараи», нашим гражданам не предлагается.
Представьте на минуту, сколько времени и сил должен потратить житель поселка Говсан или Гюнешли, чтобы приехать на концерт в центре Баку, а потом добираться обратно? Вот поэтому и не едут на симфонический концерт или в оперу. Но я уверен, что людям надо прививать эту культуру, создавать условия, воспитывать, учить в школах. Это не простой и длительный процесс, но когда-то надо начинать.
- Хотелось бы вам вернуться назад в Баку?
- Я часто задумываюсь, как оказалось, что большая и не побоюсь сказать, лучшая часть наших музыкантов оказалась вне Азербайджана? Если бы этот процесс был постепенным, то его вообще бы никто не заметил. Однако фактически одновременный отъезд большого числа музыкантов вызвал ступор в культурной жизни страны. Ведь не все уехали в Турцию, многие подались в Россию, Израиль, Канаду, США и др.
Кстати, приехавшие в Турцию, в большинстве своем считают себя временно работающими за рубежом. Однако многие из наших соотечественников, уехавших работать в страны СНГ, получили предложения вернуться, и большая их часть эти предложения приняли. Я думаю, часть тех, кто работает здесь, тоже вернутся, если получат подобные предложения. Однако у всех семьи и просто так в неизвестность они вернуться не могут. Немаловажное значение имеет и то, что многих из них дома уже забыли, а сил, чтобы бороться за самоутверждение, у них просто нет. Поэтому, пусть все будет, как есть. Растет новое поколение, и может оно будет лучше нас. Не надо никого обвинять в бегстве, я думаю, многие из тех, кто остался, тоже уехали бы, имей они такую возможность.
Я – оптимист и всегда надеюсь, что сегодня будет лучше, чем вчера. Каждый раз, приезжая в Баку, я вижу, что город, в котором я родился и отдал немалую часть своей жизни, стал совсем другим. Меняются все – улицы, дома, и дороги, многие из которых я уже не знаю, и еду по ним как приезжий.
Но, положа руку на сердце, признаюсь, что новый Баку мне нравится, а мои внуки другого города вообще не знают, и думают, что так было всегда. Им жить в этом прекрасном городе, несмотря на все его недостатки. Очень хочется, чтобы они были в нем счастливы, как когда–то были счастливы и мы.