post-title

Кризис — решение, поворотный пункт?

Се деятели, смертельно рискуя и «не жалея живота своего», значит, создавали те самые настоящие произведения искусства, делали тайные записи, тонкие символы, намеки, создавали тайное сопротивление режиму и языком Эзопа доводили до широких масс «правду».

«Рожденный ползать летать... не хочет.»
С.Довлатов
 

Кризис!..

Интересно. Во всем мире только о нем и говорят. О кризисе. Только о нем. Пишут о нем все мировые СМИ. Интернет лопается от ежедневного перенасыщения: экономический кризис, банковский кризис, финансовый кризис, дефолт, девальвация, деноминация и т.д. Из-за кризиса становятся банкротами международные банки, терпят убытки транснациональные корпорации, обесцениваются ценные и не очень бумаги, закрываются крупные газеты, олигархи и коррумпированные чиновники различных мастей теряют миллиарды в безналичках, шатаются мировая политическая система и окончательно скомпрометировавшие себя международные организации, дешевеют гламурные жречихи местного разлива, тускнеет свет глянцевых малотиражек. 

Мнений также много: кто-то говорит, что кризис далеко-далеко – так, за бугром, и наша хата с краю, другие грозно предупреждают, что кризис - серьёзно и надолго, третьи глухо намекают, что на кризисе можно не только терять, но и неплохо заработать, а еще кое-кто вовсе считает, что вообще никакого кризиса нет, это всего лишь очередная иллюзия земной жизни – майя, как ее именуют адепты ведической цивилизации.

Короче, голова кругом идет.

Ok, ну ведь мы же заранее договорились, что Азербайджана это все никак не коснется, ну никак и все. Очень хорошо, и так ничего не смысля в финансовых делах, не лучше ли попрятаться в зеленом оазисе родины на фоне этих самых кризисов, ну разве это плохо?

Хорошо, значит экономически-финансово это нас никак не коснется, а вот как насчет духовно-морального? Есть ли у нас там кризис или нет его? Был ли вообще он у нас, на фоне вечного туземно-фольклорно-псевдо-гармоничного ландшафта нашей околокультуры? Если же  да, был, то оканчивался ли он когда-либо у нас? Перманентный кризис - это что, просто субъективное мироощущение вашего покорного слуги или объективная реальность нашего общества?   

Честно говоря, уже соблазнившись возрастом, я наивно думал, что главные сказки для нашего поколения на Южном Кавказе уже показали, в начале 90-х… Когда, все «это», заварилось таким феерическим образом…Об этом много говорилось, много писалось – что толку…

Но важно другое - когда на фоне грандиозных катастроф и коллизий, так внезапно, одной полифонической линией вдруг выяснялось, что, допустим, некий «народный» (артист, поэт, писатель, художник – нужное подчеркнуть), который удостаивался всеми (не)возможными благами совков, занимал все (не)возможные посты, облюбованный властями, есть самый что ни на есть настоящий диссидент, или вернее был он им. И что, оказывается, заранее обзаведшись всеми возможными званиями, льготами, почетными грамотами в конце-концов, исключительно для мимикрии, и забаррикадировавшись вконец в шикарных домах творчества (писал однажды один народный поэт одну народную поэму с горечью) или в грозных противостояниях с властью во времена тяжелых трансатлантических перелетов (был в частности в таковых замечен некий диссидентстующий виолончелист, да с автоматом, «подружившийся» ненароком с генералом КГБ ) – а как же? работали в поту лица, несмотря ни на какие невзгоды! - бедняжки, строили основу, самый что ни на есть фундамент нашего грандиозного будущего, то бишь сегодняшнее сегодня нашей независимой, демократической страны.

Се деятели, смертельно рискуя и «не жалея живота своего», значит, создавали те самые настоящие произведения искусства, делали тайные записи, тонкие символы, намеки, создавали тайное сопротивление режиму и языком Эзопа доводили до широких масс «правду». Самое чудесное в этих сказочках было то, что в общественном сознании эти люди должны были быть выгравированы некими тайными героями, жившими якобы двойной жизнью, вынужденными идти на это под давлением «политических обстоятельств», ненавидимой ими совковой власти, и прятать от всех лучшую часть своей души. (Выходит, что они боролись за этот день наш насущный, и значит сейчас она, то есть душа, засияла полным светом?)

Это было настолько таинственно, возвышенно, с их стороны, это льстящее самолюбию оправдание двойной жизни, хоть и виртуальной. Люди эти настолько во всем этом заврались, что даже сами поверили в свои сказочки. Геббельсовская трактовка лжи тут стало вполне действенным инструментарием: «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».

На самом деле все это даже не очень неправда, дело в том, что наши "герои" были всегда абсолютно деидеологизированы, они и на самом деле не служили никаким идеям, они всегда жили и живут "по ту сторону добра и зла". Разумеется, не как ницшеанский сверхчеловек, а наверное, как его противопоставление, антитеза – Untermensch. Противоположности тождественны, как известно.

Скорее эти сказочки, легенды нужны были нашему обществу (тогда? сейчас?), они были как целебный бальзам, на ранах воспаленно-трепетного желания национальной идентичности, наверное, не только у нас.

На самом же деле, лишившись унизительно-высокопарно-условного статуса жертв СССР, наши герои (имеется ввиду наша «интеллигенция»), и вообще все наше общество потом потеряет то «вражеское окружение», на которое можно все списать - абсолютно все, оказывается, во всем только совки и были виноваты! – в результате теперь нашим друзьям не на кого списывать все то уродство, что происходит на наших с вами глазах. А вымышленные «политические проблемы» наших «художников» заменятся экзистенциальными, личными, даже нечто вроде интимными, что ли. На деле почти все они оказались просто придворно-казенными тойханщиками, вот и все.  

Интересно одно, что сейчас, наши «друзья» опять тайно пишут свои работы, «диссидентствуют» и мимикрируют с властями, или это уже игра в честную? Умеют ли они вести таковую вообще? И еще, молодёжь наша, с душой старца, достойна ль она предков своих, так и неисповедававшихся?   

Собственно говоря, кому все это нужно сейчас-то, скажут мне? Действительно нужно ли, допустим, каманчисту-манысу, или мейханачи какая-нибудь позиция в искусстве? Что нам некий композитор, который через годы перечеркнул строку о посвящении (допустим Ленину) в своей симфонии, (грош) цена которой от этого уже не изменится? «Кто прошлое помянет, тому глаз вон»? Не из пустого ли в порожнее переливаем, господа?

Впрочем, да, видать насколько абсурдна презумпция добродетели, то настолько реально библейское «не суди».

Эльмир Мирзоев

Kultura.Az

Yuxarı