post-title

Мегаломания

Восторг, восхищение, иногда подавленность , растерянность– чувства, охватывающие человека, созерцающего выдающийся монумент, чаще всего грандиозных размеров. Безжалостное время неустанно стирает следы ушедших поколений людей. Что остается? Из греко-римской цивилизации обыватели назовут Колизей, Парфенон, Помпеи. Из древнего Египта- долину царей, Гизу, гробницы фараонов, сфинксов, обязательно при этом вспомнят Хеопса, Нефертити.

 

Говоря о Китае, упомянут китайскую стену. Остров Пасхи интересен в основном огромными каменными идолами, чье происхождение не дает покоя многим ученым. Огромные, величественные соборы Европы, не менее монументальные исламские мечети Востока. Зиккураты шумеров, ассирийцев. Мексиканские индейские храмы. Миф о вавилонской башне, как пример огромного сооружения, к разрушению которой, согласно библии, приложил руку сам Бог.

Изменились ли вкусы и устремления людей в процессе развития или все неизменно возвращается на круги своя несмотря на эволюционную спираль?

В период новейшей истории развитие главных фасадных престижных городов Соединенных Штатов, ставших законодателем мод во многих областях определило вектор в градостроительной моде для других. Громадные густо посаженные башни, хвастающие друг перед другом этажностью и местоположением- стиль Нью Йорка и Вашингтона. Чем выше находится офис или квартира, тем дороже вы стоите, тем головокружительнее ( в прямом и переносном смысле) перспектива. Здания гиганты, устремленные в небо, выросшие в середине ХХ века в США заявляли об амбициях державы на мировую гегемонию. Надо признать, что на сегодняшний день Штаты устранили конкурентов. Во всяком случае на некоторое время.

Советская держава, долгое время конкурировавшая с США, не прошла мимо строительства монументальных сооружений. Москва, сердце Союза, славится своими громадными проспектами. Широченные магистрали вместо улиц нормального размера. Здания сталинского периода отличаются помпезностью. Громадные памятники. Вспомним хотя бы знаковый советский памятник огромных размеров Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Уже в постсоветской столице России традицию огромных памятников продолжил Зураб Церетели. Памятник Петру Великому, по всей вероятности, по величию и масштабности должен был сравниться с личностью Петра.

Арабы, живущие в пустыне, сотворили свой образ рая на земле. Арабские эмираты смогли в пустыне создать оазис и не простой, а золотой. Дубай своим великолепием пытается затмить роскошь прежних восточных владык. Башни, еще выше, чем на Западе, золото, мрамор, пальмы, зеркала. Не только больше, выше, но и богаче, обязательно богаче. Самый высокий в мире небоскреб Бурдж Дубай -Башня Дубая. В 2010 году ее достроили и дали официальное название Бурдж Халифа -Башня Халифа в честь президента ОАЭ шейха Халифы ибн Заида ан-Нахайяна. Высота башни 828 метров.

Новые государства, появившиеся на карте мира после распада Советского Союза заявляют о себе похожим образом.

Процитирую заметку с сайта haqqin.az под заголовком «Президент стал заслуженным архитектором»

«Ашхабад включен в книгу рекордов Гиннесса, как самый беломраморный город в мире….. Ашхабад до этого уже четыре раза упоминался в книге рекордов. Ранее он получил место на страницах издания за самый высокий в мире флагшток (133 метра), самое большое колесо обозрения закрытого типа и самое большое архитектурное изображение звезды (звезда Огузхана на башне)».

Как вы уже догадались по названию заметки, президенту Туркменистана присвоили почетное звание «Заслуженный архитектор Туркменистана».

Мода на громадные сооружения распространяется не только на недвижимость, но и на движимые объекты. Британский корабль Титаник, спущенный на воду в 1911 году, немецкий дирижабль Гиндербург, построенный в 1936 году. Оба гиганта потерпели крушение.

Почему такая тяга к громадным формам?

В сознании людей зачастую величина говорит о величии. В русском языке эти слова имеют один корень. Во французском одно и то же слово Grand может означать большой и великий. Правда, значение прилагательного зависит от его места.

На заре цивилизации огромные сооружения, статуи посвящали богам. Человеческое воображение рисует образ всесильных богов не иначе, как огромных размеров. В самом деле, не может же быть бог таким же маленьким и слабым, как человек. Христанство, в этом смысле попыталось приблизить небесного владыку к людям, сделать его доступнее для простого смертного, через образ Христа, сына Бога и земной женщины. Владыки на Земле старались уподобиться небесным покровителям и строили огромные гробницы, мавзолеи. Завоеватели в памятниках часто представали в виде богов. Приведем в качестве примера памятники Наполеону в образе Марса- миротворца в Лондоне, Милане. Странная идея, не правда ли? Марс, бог войны и вдруг миротворец.

В жизни социума одним из средств возвеличивания является сооружение громадных строений.

Большая величина имплицитно включает в себя понятие силы, мужества. «Большой брат»- эпитет, определяющий покровителя. Большой, а значит, сильный, вызывает не только уважение, зачастую, он вызывает страх. Все завоеватели болели мегаломанией. Не буду перечислять символы- монументы, они известны каждому. Мега проекты, позволяющие заявить всему миру о том, какой успешной является страна, а вместе с ней ее мудрые руководители, создают некую дымовую завесу, за которой теряются реальные очертания общества. Чемпионаты, конкурсы, грандиозные стройки, производят большой эффект и создают иллюзию успешности.

Как правило первое, что начинают рушить новые идеологи, ставшие у власти- это символы прежнего режима. Большевики начали свою политическую властную карьеру c уничтожения храмов, символов не только церкви, но и самодержца, в качестве наместника Бога.

Те, кто выходит на «тропу войны», борясь с ненавистной системой также выбирают мишенью знаковые объекты. 11 сентября 2001 года террористы атаковали Башни-близнецы Нью Йорка, выбрав целью символ, визитную карточку города. Кстати, это не первое нападение на башни. В 1993 году была совершена попытка взорвать Северную башню.

За стремлением к монументальности, грандиозности, роскоши безусловно кроется желание поразить, вызвать восхищение, зависть, но еще в этом сказывается некоторая ущербность. В мае этого года состоялась мировая премьера фильма «Великий Гэтсби», совместного производства Австралии и США, режиссера База Лурмана с ДиКаприо в роли Гэтсби. Фильм поставлен по одноименному роману великого американского писателя Скотта Фицджеральда. Прочтение классики посредством кино всегда вызывает неодназначную реакцию. Заслуга фильма хотя бы в том, что молодые люди, посмотревшие фильм, возможно, прочтут роман, который, как всякий хороший литературный текст, полифоничнее, богаче аллюзиями, чем любая самая хорошая кинолента. Американская мечта об успехе и богатстве, с тех пор завоевавшая весь мир, препарирована Фицджеральдом. За фасадом грандиозного дворца, феерических празднеств скрывается несчастный забытый любовник, бутлегер (продавец спиртного в эпоху сухого закона в США в 20 годах ХХ века), так и не сумевший вернуть любимую. Блестящий, талантливый Гэтсби всю свою энергию направил на завоевание химеры, фасада: фальшивого богатства и меркантильной женщины.

У нас в Азербайджане сегодня «стиль Гэтсби» главенствует. Роскошь и величие, где только возможно. Фасадная, внешняя для домов, где живут наши люди и роскошь фасадов и интерьеров отелей, где останавливаются иностранцы. Дома радости, где празднуют торжественные события - Şadlıq evləri напоминают дворцы восточных владык. Такое пиршество для глаз не может не привлекать внимания и не вызывать зависти со стороны соседей. Современный Баку одевается в брендовую одежку с элементами восточной экзотики. Кстати той, которой у нас никогда не было: фонтаны, пальмы, все, что напоминает оазис в пустыне.

Невозможно поспорить с тем, что в перспективе, на века остаются громадные символы, как напоминание о том, что во все времена люди сооружали нечто грандиозное, величественное. Возможно символом Баку станут, наряду с Девичьей башней, три языка пламени, три огненные башни Flame Towers. Наверное в этом сказывается стремление человека к невозможному, мечта о фантастических свершениях. Однако..

На фоне грандиозных, поражающих воображение проектов, обыватель со своими мелкими, приземленными, лишенными всякой героической романтики проблемами, похож на назойливую муху, отвлекающую гигантов от серьезных масштабных дел. От назойливой мухи можно просто отмахнуться. Всем должно быть понятно, что предназначение гиганта выполнять свои героические задачи, а ничтожный обыватель, по мере своих карликовых сил должен ему помогать, а не превращаться в овода. Иначе возникает непреодолимое желание покончить с ним. Так и живут два антипода: гигант и карлик, не понимая друг друга. Джонатан Свифт предложил очень интересное решение проблемы в «Путешествиях Гулливера». Главный герой, как известно, побывал в обеих ипостасях. А если это и есть возможный компромисс?

Гюлюш Агамамедова

Зеркало

Yuxarı