Двадцать лет спустя: Цена наследства СССР
В июне 1991 г. Борис Ельцин, победив в первом туре выборов пять…
При въезде в долину Румбур на севере Пакистана создается впечатление, что время здесь давно остановилось.
Тут нет электричества, мобильных телефонов и даже газет.
Здесь живут калаши. Их всего около 4000 человек, и это единственная в Пакистане народность, до сих пор сохранившая доисламскую языческую религию.
Когда я приехала в эту долину, тут вовсю шли приготовления к весеннему празднику "джоши". Тут и там мужчины и женщины сидели вместе и обсуждали, кто и чем будет занят во время праздника – такое редко можно увидеть в Пакистане.
Другие дошивали живописные одеяния и, более того, готовили местное вино! В праздник до позднего вечера продолжаются пляски и звучат барабаны.
Калаши почти все пьют вино из тутовых ягод, несмотря на то, что в Пакистане давно введен сухой закон.
"Родители не разрешают пить лишь маленьким детям, но с 13 или 14 лет пить здесь можно", - говорит мне молодой калаш.
Рядом с ним стоит 18-летняя девушка, пьяная от тутового вина настолько, что просто не в состоянии связать два слова.
Накануне праздника дети молились в местном храме, пожилые женщины пекли праздничный хлеб, а мужчины подправляли перья в традиционных головных уборах.
На следующий день начались торжества. Мужчины и женщины, девушки и юноши, взявшись за руки, танцевали по кругу под аккомпанемент барабанов.
Вокруг отчетливо пахло марихуаной. Никто не обращал ни малейшего внимания на маленькую, от руки написанную табличку, в которой напоминалось, что пить алкоголь в Пакистане запрещено.
Калаши сами себя даже и не считают пакистанцами – этим словом они называют всех остальных жителей страны.
Но праздник калашей пользуется растущей популярностью в остальном Пакистане, и сюда съезжаются люди со всей страны: посмотреть на язычников и их танцы, а также воочию убедиться, что женщины и мужчины свободно общаются друг с другом – пляшут, смеются, пьют.
Но проблемы Пакистана проникают и в эту отдаленную долину.
В 2009 году талибы похитили в этом районе гражданина Греции. С тех пор здесь заметно усилились меры безопасности.
По всей долине размещены отряды пакистанской полиции. На каждом шагу встречается человек в форме и с автоматом в руках.
Согласно недавно объявленным правилам, каждый иностранец должен нанять за свой счет как минимум одного охранника.
Один ирландский турист жалуется, что его охранник (и по совместительству полицейский) сначала настаивал на том, что он должен его сопровождать везде, и даже хотел спать в самом гостиничном номере. Под конец он согласился проводить ночь в коридоре, под дверью номера.
Местные люди говорят, что не так давно боевики из соседнего Афганистана похитили шестерых обитателей долины. Четверо были обезглавлены, а фотографии их тел боевики затем сами распространяли среди местного населения.
На праздник приехал и пожелавший остаться безымянным сотрудник пакистанской разведки. Он говорит, что последние два-три года талибы все чаще угрожают этой долине.
При въезде в долину стоит мечеть. Все больше калашей переходит в ислам, в чем многие также видят угрозу местным обычаям.
Некоторые переходят в ислам из-за проблем с созданием семьи, так как браки между мусульманами и язычниками запрещены. Другие говорят, что быть калашем – дорого, поскольку на все праздники нужно приходить в традиционных одеяниях, что обходится недешево.
Пожилые люди жалуются, что несмотря на всю красочность праздника весны, многие традиции уже исчезли. Молодежи не до традиционных плясок и песен.
Но пока что в этой долине на севере Пакистана люди продолжают пить вино, курить марихуану и молиться своим богам.
Ношин Аббас
Би-би-си