post-title

Мгновение перед вечностью

Узкий луч дневного света от форточки, расположенной под самым потолком камеры, был единственным отрезком, олицетворявшим иной мир - мир свободы и, теперь уже, несбывшихся надежд. Только теперь, этот, ещё полных сил и энергии, наполеоновский маршал, начинал осознавать всю катастрофу своего сегодняшнего положения.

 
 
А ведь ещё вчера  он, будучи у руля власти, сам распоряжался судьбами многих людей, как солдат, так и государственных мужей. 
 
Вот этой, ныне закованной в наручники  рукой, он, не вникая в перечень, подписывал смертные приговоры не только врагам империи,  но и, что теперь уже скрывать, своим бывшим братьям по триумфальным победам и досадным поражениям. 
 
«В битве за власть все методы хороши!». 
 
Этого девиза придерживается все человечество на протяжении всей своей истории существования.
 
Размышление прервал какой- то посторонний, очень знакомый звук.
 
Узник прислушался к направлению идущего звука — он исходил как будто бы рядом, близко, но впечатление было, что звук шел издалека его прошлой жизни .
Маршал с трудом постарался абстрагироваться от посторонних мыслей, чтобы вспомнить такое простое и понятное : «чирик -чирик..чирик-чирик.»
 
«Господи! Да ведь это,... как его  ...воробей!- наконец, осознал он, услышав просочившееся через форточку щебетание  птички. - Как давно я его не слышал. Пожалуй , лет 40. Неужели так давно это было! » 
 
Теплая волна детства нахлынула на его, загруженное теперешними бедами, сознание.
 
Впервые, за свои 48 лет бурной жизни, Иоахим вспомнил свою славную, расположенную на юге Франции, деревню Лабастид Фортюньер, что под Тулузой. Всплыло лицо отца - трактирщика Пьера Мюра. 
 
Он был самым младшим ребёнком в многодетной семье Мюра. Мать Жанна Лубьер родила его в 45 лет. Благодаря покровительству рода Талейранов, всесильного министра при всех правительствах,  которым служил Пьер Мюра, его сын Иоахим сумел получить неплохое образование, изучая богословие в Тулузе. 
 
И быть бы ему священником в какой -нибудь захудалой деревушке, если бы он, к 20 -ти годам, не влюбился в смазливую горожанку Лили. Страстная любовь длилась всего полгода, пока будущий кюре мог тайно содержать возлюбленную. Но когда запасы финансов исчерпались, пылкий любовник просто -напросто сбежал от Лили, банально, срочно завербовавшись, в проходящий через Тулузу, конно -егерский полк. 
 
Вспомнив этот ранний подленький эпизод своей биографии, Иоахим с изумлением констатировал, что именно этим поступком он  обозначил цепь последующих  своих предательств. 
 
Маршал непроизвольно начал перебирать все свои взлеты и падения. Все, как ни странно, совпадало с этим поздним открытием.
 
Уже через два года, в связи с беспорядками в полку, в которых он был одним из организаторов, его увольняют со службы  и он возвращается в трактир отца, помогать ему в работе. Однако, спустя пару лет, не выдержав однообразия деревенской жизни, неугомонный парень в 1791 году бежит снова искать счастья на военной службе. Теперь уже надолго, навсегда.
 
Великую Революцию 93-го года он встречает уже в чине капитана. 
 
Став яростным якобинцем  даже хочет изменить свое имя на Марат, в знак поклонения герою революции. Уже после свержения власти якобинцев, ему вспомнят его революционные взгляды и отстранят  от командования эскадроном.
 
Неунывающий капитан отправляется на поиски удачи «в кузницу революций» - Париж. 
 
Здесь он не мог разминуться с таким же пылким республиканцем ( на то время) молодым генералом Бонапартом. Мюрат оказывает ему неоценимую услугу, обеспечив генерала артиллерийскими орудиями, для беспощадного подавления в Париже мятежа роялистов. Расстреляв восставших картечью, Наполеон приобретает признание Директории как отличного стратега. В пылу победы он не забывает офицера Мюрата и делает его своим адьютантом, а вскоре ( в 29 лет) удостаивает звания генерала. 
 
Раздраженный неприятными воспоминаниями о кровавой бойне против почти безоружных горожан, Иоахим болезненно  прикрывает глаза, боясь вызвать картину воспоминаний обезображенных трупов. Воспоминания вызывают у него запоздалый стыд военного, победившего в нечестном бою.
 
Маршал успешно  вырывается из гнетущих сцен, оправдываясь успехами своей кавалерии в египетском походе, где он в битве при Абукире (1799 г.) наголову  разгромил  турецкие войска Мустафы -паши. 
 
Едва Иоахим приободрился своим триумфом, как следом в память врывается  разгон Совета Пятисот ( палаты народных представителей французского парламента ). Именно проверенному Мюрату, Бонапарт мог доверить подобную акцию. Громовой голос Мюрата, скомандовавшего своим гренадерам: «Вышвырните-ка мне всю эту публику вон!» - звучал в их ушах всю оставшуюся жизнь.
 
 И вот тут-то Наполеон высоко оценил роль Иоахима Мюрата, доверив ему в жены свою 18 -ти летнюю сестру Каролину.   
 
«Что будет с Каролиной?» - вдруг спохватился он. Он испытывал к ней нежные и доверительные чувства - она была не только мать его четверых детей, но  и первый надежный советник.
 
Иоахим поймал себя на довольной улыбке в этой холодной камере, когда вспомнил, как  в 1804 году, праздновал триумф в Париже: он стал губернатором столицы Франции и одновременно её маршалом. 
 
Это было время эйфории стремительных побед над всеми соседями Европейских монархий, разгром союзников Австрии и России в битве под Аустерлицем. Правда, Мюрата несколько охладило воспоминание о том, как провел его «хитрый лис», русский фельдмаршал Кутузов, который, предложив французу заключить мнимый мир, выиграл сутки для отвода русской армии из под удара конницы противника.
 
Тем не менее, щедрый Наполеон наградил Мюрата титулом  великого германского герцога.
 
Уже в войне с Пруссией и Россией, маршал реабилитировался, проявив себя в сражении при Прейсиш -Эйлау храброй массированной «атакой 80 эскадронов».
В 1807 году, после заключения Тильзитского мира, Мюрат, (очевидно за храбрость против русских войск), был награжден русским императором Александром 1  орденом Св. Андрея Первозванного. Иоахим самодовольно усмехнулся, как если бы это произошло только вчера.
 
Но следующие его походы никак не способствовали развитию его военных успехов.
 
Маршал опять в роли усмирителя восставших испанцев против французских оккупантов. Богатый опыт Мюрата «блестяще» использует преимущество  французской картечи и кавалерии в разгоне безоружных мадридцев.
 И здесь отголоски  беспощадной  кровавой мести командующего  -  приказ расстреливать всех по приговору трибунала ( чтоб неповадно было восставать!). 
Маршал поежился, вспомнив длинные ряды расстрелянных испанцев. 
« Не стоит вспоминать такое. Ведь получается, что плохого было больше..»
Зато благодарность благодетеля Бонапарта была поистине императорская - долгожданная корона Короля Неаполя - быстро переключил он свое внимание на приятную тему. Наконец-то, он подарил своей любимой супруге титул, о котором она так долго лелеяла, а потому и заслужила.
         ...  «Интересно! Сколько прошло времени? А вернее ― сколько его осталось? « - молнией сверкнуло в мозгу.
 
Однако, следующая тема полностью захватила мысли и они его приятно понесли в свое , увы, уже бывшее, неаполитанское королевство. 
Вот он, в 1810 году, во главе войск, вверенного ему мини государства, пытается отвоевать остров Сицилию у англичан. 
Красивая сцена разваливается картиной поражения  его армии. Обвинив французских  генералов в неудаче вторжения, Мюрат самонадеянно требует от Наполеона отозвать экспедиционные французские войска с территории ォегоサ Неаполя. Разумеется, Бонапарт отказывает ему и, дабы не вводить маршала в сепаратное настроение, объявляет манифест о том, что Неаполитанское королевство является составной частью великой империи. 
Когда Наполеон призывает неаполитанского короля принять участие в предстоящей войне с Россией, Мюрат в очередной раз впадает в депрессию. Ему так нравится быть королем и управлять своими подданными, что он не желает покидать Неаполь ни при каких обстоятельствах. В этом он находит поддержку супруги и своих министров. Однако, для него военная слава, почести стоят не меньше, а, возможно, и больше, чем трон.    
Выполняя волю императора, Мюрат, во время похода 1812 года в Россию , принимает командование Резервной кавалерии Великой Армии ( 30 тыс. всадников). Действуя в авангарде французских войск, он энергично преследует отступающую русскую армию, нанося ей ощутимый урон. Под его личным началом он атаковывал неприятеля, добиваясь его бегства. Но вот беда - самолюбивый король не любил делить славу с другими военачальниками. Так , под Вязьмой, он поссорился с маршалом Даву и собирался на  дуэли, на саблях, выяснять с ним отношения. С большим трудом его офицерам удалось урегулировать конфликт.
Однако, в сражениях о преображался. Его смелость и мужество служили примером для его полков. В битве при Бородино он показал чудеса находчивости и везения.
 
Находясь в центре обстрела русской картечи, при гибели в бою 40 французских генералов, Мюрат бравировал перед вражескими окопами, гарцуя на коне. 
Уже отступая из России, в Тарутинском бою, авангард Мюрата был разгромлен 
неожиданной атакой русских войск и только самообладание Мюрата, сумевшего организовать отпор, спасло французскую армию от разгрома.
Потеряв надежду завоевать Россию, Наполеон 6 декабря 1812 года покидает Россию, оставляя Мюрата главнокомандующим армией. 
Император надеется, что энергия и решимость маршала смогут достойно вывести французскую армию из России. К сожалению, Мюрат не оправдал надежд императора, провалив координацию тактического отступления. Все свои промахи он уже смело сваливает на отсутствующего императора. 
 
Он и сейчас, спустя три года после отступления, находясь здесь, в крохотной камере, оставался при мнении о своей невиновности в поражении.
 
 В прусском городке Гумбинен на военном совете  король Иоахим, дав волю своему озлоблению против императора, воскликнул: «Нельзя служить безумцу. Из-за него мы не можем спастись; ни один европейский принц не верит больше ни его словам, ни его договорам! Прими я предложение англичан - я был бы таким же великим государем, как австрийский император или прусский король». 
 
 
И, словно это происходило наяву, в ушах у него прозвучал гневный возглас Даву : «Король прусский, император австрийский – государи Божией милостью, а вы, если и король, то единственно по милости Наполеона и пролитой французской крови. Черная неблагодарность вас ослепляет»
Даву тут же заявил Мюрату, что донесет на него императору. 
И, как и тогда, он покрылся холодным потом.  
Мюрат был смущен; он чувствовал себя виновным. 
Ему было стыдно вспомнить свою вспышку неблаговидного поступка в присутствии многочисленных боевых маршалов и генералов.
Именно с этого совещания и начала закатываться слава Иоахима Мюрата.
Через месяц, он уже самовольно, под предлогом болезни, оставляет армию, сдав командование Евгению Богарне, а сам срочно спешит спасать свое Неаполитанское королевство, полученное из рук императора.
Наполеон расценивает его побег как дезертирство, но уже к лету 1813 года вынужден был простить Мюрата и в битве при Дрездене вновь доверить ему командование кавалерией. Однако, после поражения французов в Лейпцигском сражении, где маршал показал себя не с лучшей стороны, тем самым получив каскад оскорблений от Наполеона, Мюрат окончательно принимает решение покинуть разгромленного императора. Более того, король Неаполя отделяет интересы своего королевства от Франции и присоединяется к бывшим своим врагам, выступая как их союзник против Наполеона.
Так серия маленьких предательств привела маршала к большой измене. Он теснит войска теперь уже соперника Евгения Богарне, занимая Рим, Флоренцию и Тоскану.
 
Справедливости ради, надо отметить, что он не проявлял уже своей былой смелости и  активности против бывших соратников. Это дало ему козырь в переговорах с Наполеоном в требовании присоединения к себе всей Италии к югу от реки По.
Наполеон выговаривал своему любимцу:
«Воспользуйся, раз уж так случилось, преимуществом измены, которую я объясняю исключительно страхом, для того, чтобы оказать мне услуги ценной информацией. Я рассчитываю на тебя. Ты принёс мне столько вреда, сколько только мог, начиная с твоего возвращения из Вильно; но мы больше не будем касаться этого. Титул короля сорвал тебе голову. Если ты желаешь сохранить его, поставь себя правильно и держи своё слово».
Мюрат слово в слово помнил это пророческое письмо своего императора.
Он вскипел, когда вспомнил как обошлись с ним его новые союзники, не признавшие его как короля Неаполя. Да и как ему можно было верить, если он уже дважды изменил своей родине.
 Побег с острова Эльбы и возвращение Наполеона во Францию, дало повод матерому авантюристу, под лозунгом объединения Италии, возглавить итальянцев против оккупантов Австрии. 
И все,  с первых побед начиналось удачно, но вскоре военное счастье отвернулось от маршала и полоса поражений на фронтах, сменилась ещё и политическими неудачами. В собственном Неаполитанском королевстве разгорается восстание населения в пользу прежнего короля Фердинанда.
Мюрат, бросив армию, спешит спасать свое семейство. Ему удается эвакуировать семью в Австрию. Сам же он стремится получить прощение у Наполеона. 
Однако, бывший покровитель маршала теперь уже не доверяет своему зятю даже принять участие в таком судьбоносном сражении под Ватерлоо.
Поражение Наполеона, казалось бы, сыграло  на пользу двуличного Мюрата.  
Но вернувшийся на трон  Франции Людовик ХVIII не доверяет выскочке из трактира. Мюрат вынужден бежать на Корсику уже под австрийским покровительством, с условием отречения от королевства.
Но ему трудно отказаться от высокого титула, с трудом заполученного в разных интригах,  и он предпринимает свою последнюю авантюру. 
Вернуть Неаполь вопреки всем препятствиям — вот его коронная мечта, поддерживаемая такой же фанатичкой — супругой Каролиной.
И опять невезение: снаряженный флот в 6 кораблей  попадает в бурю и до Триеста доплывают только два судна.
 
Мюрат лихорадочно перелистывает события почасовой хронологии последних дней. 
«Надо спешить! - преследуют его мысли — Сколько ещё осталось?»
 
 Высадившись на берег  близ городка Пиццо с 28 солдатами, Мюрат двинулся в районный центр Монте-Леоне, но здесь его команду окружают жандармы.             Мюрат срочно возвращается к месту высадки, однако, его корабль уже ушёл. Легендарный маршал был вынужден сдаться. 
Во время допросов Мюрат вёл себя уклончиво, стараясь доказать, что он высадился на берег без намерения произвести восстание, занесенный бурей. 
Но маршалу, уже в последний раз, изменило счастье  - найденная прокламация  с призывом к восстанию явилась главной уликой.
... вот и послышалась приближающаяся  барабанная дробь, заставившая съежиться   бесстрашного предводителя императорской кавалерии. 
Истекали последние секунды приговора военного суда, осудившего Мюрата к  немедленному расстрелу, с рассрочкой в 15 минут для причастия кюре и написания последнего письма семье. 
Кюре он отверг, а в письме выразил сожаление, что умирает вдали от детей.
 13 октября 1815 года залп из 12 ружей прервал блестящую карьеру сына трактирщика.
                                         
 Мюрат прекрасно осознавал на какой путь он встает, но тщеславие, честолюбие и желание быть всегда на вершине подталкивали его на неразумные, а порой и гибельные для него поступки.
                                                   
А может это — возмездие?
 
Марк Верховский
 
19 мая  2013 года
 
 
 
 
 
 
 
Yuxarı