post-title

Долгий день свободного человека

Джо сегодня здорово повезло ― после долгих, яростных и безуспешных исканий, он, идя на головокружительный, ни с чем не сравнимый специфичный запах, наконец, обнаружил на дне мусорной корзины, большой кусок недоеденной пиццы.

 

 

Едва раскрыв замасленную бумажную упаковку, он с жадностью впился в ещё, довольно свежий, остаток, быстро заглатывая непрожеванные, огромные кусища. Целое утро Джо охотился за какими -либо съестными продуктами, но увы, попадались лишь огрызки, почти съеденных бутербродов да кожура уже употребленных отходов. А ведь, ещё пару лет назад, до этих проклятых кризисов, любая мусорная урна представляла собой приличный прилавок по утолению голода. Не говоря уже о том, что не было такой конкуренции между жаждующими поесть.

Сейчас надо ещё найти укромный уголок, свободный от других таких же бедолаг. А это становится все трудней и трудней ― ведь каждый день добавляет число несчастных, потерявших семью, дом, работу и последние накопления.

Джо догрыз корочку пиццы и блажено потянулся под зимним солнцем. 

«Как хорошо жить! - в очередной раз подумал Джо, почувствовав приятную тяжесть в желудке. - Хорошо бы запить чем- нибудь. - едва подумал Джо, как зоркий глаз заметил, наполовину недопитую бутылочку воды, уютно прикорнувшию к шумному тротуару. Джо гиеной кинулся к бутылке: «Успел!» - удовлетворенно усмехнулся он своей находчивостью. 

Выпив одним глотком теплую жидкость, бомж аккуратно засунул её в свой заплечный мешок, запах от которого мог отпугнуть любую озверевшую крысу.

Теперь можно было и подремать, на уютно облегающей тело, скамье, которые обычно пустуют, поскольку прохожие на этом центральном перекрестке улиц Брод стрит и Бродвей, города Ньюарк, торопятся, если не обойти его, то быстро миновать. И именно, благодаря присутствию таких особей, как Джо. 

День близился к полудню ― Джо это всегда чувствовал по появляющейся сонной неге. Ещё минута, и никуда не торопящийся человек, спокойно, среди шума автомобильного визга тормозов, и оглушительной какафонии сирен скорой помощи и полицейских машин, уйдет в сказочный мир сновидений. 

Это было самое блаженное состояние Джо, за трудный день поисков пищи и нескольких долларов. 

Сон бомжа ― это святое время, являющееся для них возможностью уйти, если хотите, убежать, от нереальности своего сегодняшнего существования в действительный мир своей прошлой человеческой жизни. 

Вот почему мы всегда видим бомжей в спящем состоянии. Несоменно, что это образ их жизни, который нам, обыкновенным людям, необходимо тщательно изучать, ибо на их опыте, возможно, в будущем, при значительных катаклизмах, как в природе, так и в экономике, придется жить большинству населению. 

Подложив под себя «матрас» из многостраничного субботнего выпуска центральной газеты Нью Джерси « Стар леджер», выброшенного за ненадобностью каким -то безработным, убедившегося в её бесполезности, Джо сверху прикрылся более надежным экземпляром газеты «Нью -Йорк Таймс». Несмотря на пасмурную погоду, Джо не мучился бессонницей, посещающей в основном людей, не обремененных физическим трудом. Он спал сном праведника с чистой совестью, не имеющего житейских и финансовых проблем. Красной нитью его сновидений всегда было появление его, давно ушедшей в иной мир, мамы. Мери заполняла весь экран своим грузным телом, запомнившимся Джо теплотой и прерывистым астматическим дыханием, которое очень рано задушило её. Так называемый «отец», как водится в таких семьях, оказался отъявленным подлецом, заблаговременно бросившим свою спутницу, не дождавшись рождения ребенка. 

Вообщем, все как у всех: подростком Джо сбежал из дома с таким же балбесом, как и он. Помотавшись по штатам, он вернулся погостить у матери, но, увы, она уже отошла в иной мир. Оставшись без крова, «свободолюбивый» Джо не захотел идти на работу в услужение, хотя бы потому, что не имел никакого умения работать. Жизнь « без проблем» устраивала моральный кодекс безработного и безквартирного анархиста. Но больше всего его удовлетворяло отсутствие забот на ближайшие сутки. Поиски еды и ночлега были больше связаны с естественной потребностью живого существа и потому они возникали накануне их надобности. Как их решать - подсказывали окружающие условия. 

Очевидно, читатель уже догадался об образе жизни уличного животного, а потому у бомжа никогда не возникали ощущения психологического дискомфорта.  Это значит, что ему не приходилось озадачиваться обидами на общество, а тем более на государство, осуждая их на несправедливость своего социального состояния. Его все устраивало, даже то, что он не имел никакого общения со своими «коллегами» по ступени существования.

Однако, даже у ежа, несомненно, есть какое -либо инстинктивное пристрастие к определенному кусту или листьям. И бомж, представьте себе, тоже имел маленькую слабость к....хоровому пению. Оно, вероятно, зародилось у него ещё в раннем детстве, когда мама брала его с собой в протестантскую церковь.

Прослеживая историю американской музыкальной культуры, можно увидеть, что истинным ее началом была музыка протестантских общин. 

Вобрав в себя традиции песнопения различных европейских стран и афро-американских духовных гимнов, эта культура стала основанием для многогранного развития песенно-хоровой, а в дальнейшем и инструментальной школ. 

Джо проснулся в радостном возбуждении — инстинкт подсказывал : 

«Время... время идти в общину песнопения ...в собор. До последнего времени мало кто знал эту невзрачную баптистскую церковь "Новая надежда", расположенную в небогатом районе города Ньюарк штат Нью-Джерси. 

Именно здесь, 18 февраля 2012 года, проходила церемония прощания с известной певицей Уитни Хьюстон. Дело в том, что в возрасте одиннадцати лет Уитни начинает солировать в младшем госпел-хоре этой церкви, что, в принципе, открывает ей путь в будущее американской звезды. 

По случайному стечению обстоятельств, Джо, ещё раннее, привязался к этой небольшой протестанской церкви и приходил сюда, чтобы послушать местный хор, а по воскресениям ещё и бесплатно пообедать. Двери церкви были открыты для всех бедных, голодных и бездомных. Конечно, он мог бы посещать более престижный Кафедральный собор Святейшего Сердца Иисуса. Но это был римско- католический собор, а следовательно, со всеми вытекающими эффектными процессами богослужения. К тому же, соответственно, его посещали более зажиточные богомольцы.

Музыка является главенствующей формой искусства в жизни американских протестантов евангельских направлений (баптисты, методисты, пресвитериане).

Она воплощает в себе как европейское хоровое пение, так и африканские напевы. А поскольку, протестантизм в Америке является главенствующей религией, то и хоровой пение в церквах является центральным атрибутом посещения церквей. Это действительно впечатляющее зрелище. Мощное, прекрасно - слаженное хоровое пение, завораживает не только верующего, но и всех , кто соприкасается с классической музыкой. Хор создает порыв к единению присутствующих в их стремлении воссоединится с космосом. Важная составляющая , а пожалуй и её основой является пение псалмов в сопровождении неизменного органа. Эффект достигается потрясающий.

Теперь представьте себе, что сюда добирается обломок городской цивилизации, каковым, безусловно был наш горемыка Джо. Сытый церковный обед и хоровое пение было достаточно, чтобы он почувствовал себя вполне удовлетворенным этой жизнью. Конечно, мысли, если они у него были, уносились в небеса в предвкушении будущей встречей в раю с ангелами.

 Впрочем, разве можно прочесть мысли бомжа?

Подтверждение этого постулата прослеживается в последующем маршруте Джо, после окончания церковного богослужения. 

Наступает темное время суток, а следовательно и черных поступков. 

Понятно, что, даже бомжу, находящемуся на иждивении общественного питания и уличного спального режима, необходимо иметь некоторое количество денег для карманных расходов. Как же их добывать, если бомж из принципа не работает. Одним из наиболее примитивных способов добывания средств для проживания является древний способ ― воровство.   

 Ну не то что по- настоящему, а так, мелкое, так сказать попутное. Хотя …

Пункт по приему цветного металлолома представлял собой два огромных открытых хранилищ, огражденных колючей проволокой и разделенных улицей.  В одном из них находился небольшой офис этого заведения, где после рабочего дня, в приемной, находился секьюрите ( охранник). Было совершено очевидно, что его присутствие имело чисто номинальный характер, ибо уследить за дворами было практически невозможно.

Ограждения по периметру имели столько лазеек, что только ленивый мог равнодушно пройти мимо и не полюбопытствовать «а что там за ограждением». Бомжи не были любопытны, но любители цветных ценностей в виде лома.

 Опять же, не для украшения своих передвижных тачек. Взятый, под покровом темноты без разрешения секьюрите, подвернувшийся под руку, свинец из под аккумулятора, превращается в ворованную улику, со всеми, вытекающими по закону, последствиями. Тем не менее, бомжишки нисколько не опасались за последствия, поскольку редко кто их ловил за эти «мелкие» шалости. 

Наравне с крысами, а их там бывает «хоть отбавляй», они копошатся не в гнилье, в отличии от крыс, а в поисках благородного металла. 

Громкий крысиный писк, переплетаясь с грохотом металла, наконец, обрывает сладкий сон секьюрите. Он с неудовольствием вылезает на улицу и, как бы оправдывая свою зарплату, угрожающе свистит в полилицейский свисток, напоминая нарушителям, что он, все-таки здесь. Трель на время заставляет воришек остановиться ( кому хочется лишний раз просветиться). 

Этот момент лучше увидеть ( автор имел «счастье» работать секьюрите). Воришки, которых хорошо видно в свете прожектора, в своем отрепье, действительно замирают и превращаются в статуи. Это больше трагично, чем смешно. Люди, действительно, на некоторое время сливаются с металлоломом. Надо признаться, что этот, блестяще разыгранный фокус, отлично срабатывает. Визуально убедившись в отсутствии нарушителей, секьюрите возвращается в свою нору досмотреть фильм по ТВ. Иногда смотритель вторсырья даже делает вид, что ничего не заметил. Так спокойней. Рассмотрим в этом акте последующие события: когда вор обнаружен. В этом случае, необходимо по телефону вызвать полицию. Не гарантированно, что приехавшая полиция застанет вора. 

Тогда появляется проблема тщательного прочесывания территории. 

«А вам это надо?» И потому, вы досматриваете фильм.

Другой случай ( когда смотришь скучный фильм): если все-таки удается застукать воришку. Тогда полицейские засовывают несчастного в машину и увозят. ( У меня бывали и такие случаи) 

И тогда возникает опасность, что уголовник, отделавшись мизерным наказанием, в любой момент может вернуться отомстить сдавшего его полиции. Хорошо, если он ограничится только проколом покрышек вашей машины, а не ущербом вашего здоровья.

Но, а что же Джо? В эту ночь он с честью выполнил свою миссию и, преисполненный достоинством, отработавшего трудовой день человека, удалился устраиваться на ночь к ближайшей подземной вентиляционной системе, выпускающей тепловые излишки наружу. 

Подложив под голову солидный мешок с уворованными слитками, Джо, даже не предполагая, что это последняя ночь.... Старого года, снова « идет на встречу с мамой». 

А утром, уже Нового Года, он, бегом к открытию пункта по приему вторсырья, возвращается на место своего преступления, чтобы.... сдать по весу краденное и получить в офисе, причитающиеся ему 5- 10 долларов. 

Только теперь он сможет себе купить новогодние подарки: сигареты, пиво и рулон ...туалетной бумаги. На последнем некоторые нечистоплотные бомжи экономят, пользуясь рулонами в туалетах при кафе, общественных учреждениях.

Но Джо не из таких ― он знает, что приспичить может в любом месте.

Начинается новый день свободного человека! ( Смотри очерк с начала )

Эпилог

Информирую азербайджанских читателей, что город Нью -Арк является побратимом города Гянджа. По каким признакам они побратались неизвестно, ибо между ними нет ни одного совпадающего или объединяющего фактора. 

Даже вышеприведенный очерк не может произойти в Гяндже.

А Вы, читатель, тоже так думаете?

Марк Верховский

декабрь 2012 года

 

Книги Марка Верховского можно приобрести в Баку в книжных магазинах  фирмы «Али и Нино» и «Академкнига»

Yuxarı