post-title

Реванш Гамбара

В первые дни Нового года председатель ведущей либеральной оппозиционной партии Азербайджана «Мусават» (Равенство) Иса Гамбар был выдвинут своими соратниками кандидатом в президенты на предстоящих в октябре выборах. Нельзя сказать, что это решение стало лишь волеизлиянием членов партии. Гамбар с октября стал делать заявления о решимости баллотироваться в президенты и вернуть отнятую у него победу в октябре 2003 года.

 

Мало у кого вызывает сомнение, что тогда Гамбар набрал больше всего голосов избирателей, заметно опередив своего ближайшего соперника нынешнего президента Ильхама Алиева, не говоря уже о других кандидатах из оппозиционного лагеря.

Согласно результатам опроса (exit-рoll), проведенного 15 октября 2003 года - в день президентских выборов в Азербайджане Центром социальных исследований ADAM при поддержке Национального фонда в поддержку демократии США (National Endowment For Democracy - NED) за Гамбара отдали 46,2% респондентов, принявших участие в выборах, а за Ильхама Алиева - 24,1%. Опрос был проведен среди 2414 избирателей на 200 избирательных участках по всей стране, в том числе в городах и районах Баку, Сумгайыте, Шамахе, Шеки, Губе, Хачмазе, Ленкоране, Масаллы, Курдемире, Гейчае, Гяндже, Мингячевире, Товузе, Газахе. На избирательных участках по методу случайной выборки опрашивался каждый третий избиратель. Вероятность максимальной статистической ошибки составила +/- 2 процента при степени достоверности в 95,5 процента.

Но даже ЦИК, при всей глубине фальсификаций, вынужден был признать Гамбара вторым по числу полученных голосов после Ильхама Алиева среди 8 кандидатов.

Эти выборы международные наблюдатели расценили, как «упущенный шанс установить демократию в Азербайджане». 188 членов миссии наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ, представляющих Институт демократии в Восточной Европе (IDEE), распространили Особое мнение по итогам президентских выборов в Азербайджане, в котором указывалось, что случившееся в Азербайджане 15 октября 2003 года нельзя назвать выборами и для этого надо применить другой термин.

Совсем недавно в СМИ и социальных сетях разгорелась полемика об украденной победе 2003 года, тон которой задал бывший политзаключенный, блогер Эмин Милли. Гамбар был обвинен в неспособности защитить интересы избирателей, отдавших за него свои голоса. К чести бывшего и нынешнего кандидата в президенты, он не ушел от многопланового разговора, уверенно ввязался в полемику, расставив точки над «и», но в тоже время дипломатично обошел углы, представляющие тайные стороны  событий десятилетней давности. Тогда исход выборов был предрешен еще до дня голосования - 15 октября. Он был обусловлен рядом факторов: серьезными разногласиями в самом азербайджанском обществе, чреватым опасным гражданским противостоянием с мало прогнозируемым исходом, желанием нефтяных компаний обеспечить стабильную  добычу большой нефти, планами США и ЕС по дальнейшей модернизации азербайджанского общества, нежеланием России иметь под боком режим, который в 1993 году добился вывода российских войск из Азербайджана и бойкотировал постсоветские интеграционные процессы.

По этим причинам время выдвинуло вперед Ильхама Алиева, который в последующем с большими негативами в виде всепоглощающей коррупции, нарушения прав человека и свобод, все же обеспечил участие Азербайджана во всех западных проектах (энергетических, военных, политических, экономических), а самое главное, вольно или нет, подвел азербайджанское общество к пониманию необходимости перемен и безальтернативности демократического пути развития. Одним словом накануне предстоящих выборов Алиев своими действиям избавляет общество от колебаний, которые стали причиной поражения в прошлом сил, декларирующих  европейские ценности.

Скоропалительное уверенное заявление Гамбара о будущем президентстве продиктовано именно этой сменой обстоятельств внутри страны, но также и сменой настроения сил, определивших вектор развития страны в 2003 году.  Алиев потерял всех союзников, оказавших ему открытую поддержку своими поздравлениями еще до завершения подсчета голосов. Похолодели отношения с бывшим заместителем госсекретаря Армитаджем, президентом Путиным, премьером Эрдоганом. Усиливающееся недовольство и давление со стороны бывших партнеров, говорит о желании  смены не только декораций, но и ведущих персонажей азербайджанского официального истеблишмента.

Нельзя сказать, что Гамбар - это окончательный выбор кого-то ни было. Окончательный выбор сделает избиратель в лице азербайджанского народа. Но нельзя не заметить, что Гамбар проявил себя самым стабильным и принципиальным азербайджанским политиком со времени распада СССР. Именно он возглавил государство в период смены власти в мае 1992 года и сыграл важную роль в мирной, бескровной передачи власти  Гейдару Алиеву, который продолжил курс демсил на дистанцирование от постсоветских военно-политических проектов Кремля  и кооперацию с западным сообществом.

Заслугой Гамбара, как и немногочисленной когорты оппозиционеров,  стало сохранение непоколебимого  островка свободы, который не позволил обществу, одурманенному запахом дешевой нефти и долларов, впасть в окончательную деградацию.

И теперь эпоха смены авторитарных режимов, развития информационных технологий, социальных сетей, нескончаемых разоблачений преступлений властей, разочарований уровнем жизни и ограничением свобод, создает ту почву для смены ситуации, которую учитывал Гамбар, принимая решение о реванше за отнятую победу октября 2003 года.

Аналитическая служба Туран

 

Yuxarı