post-title

Ашраф Гейбатов: «Меня в упор не замечает Министерство Культуры»

Интервью Алекпера Алиева, с проживающем в Германии знаменитым азербайджанским художником Ашрафом Гейбатовым.


Справка

Ашраф Гейбатов. Заслуженный художник Азербайджана, член федерации художников ЮНЕСКО, член союза художников России, член объединения художников Германии, Лауреат премии международной ассоциации «Искусство народов мира». В 1997 году в Майнце создал Азербайджанское культурное общество «Баку». 

Ашраф Гейбатов первый и единственный азербайджанский художник выставки которого проходили в дворце ООН в Женеве, в президентском дворце Румынии, штаб квартире НАТО, королевском дворце Иордании, резиденции герцога Люксембурга, во дворце канцелярии Ватикана, а так же в престижных салонах Мальты. Кроме того, Ашраф Гейбатов при поддержке Фонда Аденауэра выставлял свои работы на библейские мотивы. 

Гейбатов является автором многих замечательных картин-панно написанных на разные темы. Одна из них «11 сентября» была вручена лично мэру Нью-Йорка, за что тот написал благодарственное письмо нашему земляку. А его знаменитое панно «20 января – Баку» находится в музее Независимости Азербайджана. 

«Тюркский мир» - одно из главных направлений в творчестве Ашрафа Гейбатова. Его выставки открывались восьмью генконсулами тюркских республик в Германии. Он так же является автором портретов Папы Римского, Ангелы Меркель, Гюнтера Грасса. 

Отметим, что Ашраф Гейбатов не продает свои полотна, а только дарит их в музеи и ценителям искусства.

Живет в культурном треугольнике Баку-Москва-Берлин.


Дорогой Ашраф, в течение трех с лишним лет существования Портала мы часто с вами переписывались на разные темы, но суждено нам было познакомиться только сегодня, и то благодаря Конгрессу азербайджанцев мира. Как вы попали на конгресс? Вас пригласили или это ваша собственная инициатива?

Да, я приехал в Баку по приглашению Комитета по работе с диаспорой. Причем, это уже третий съезд азербайджанцев мира, на который я получаю приглашение, за что выражаю свою признательность организаторам. Я знаю, что организации с небольшим штатом сотрудников, нелегко было выполнить такую огромную работу, созвать грандиозный съезд. 

Участников было довольно много, съезд прошел на высоком уровне. Были конечно недочеты, но в целом от мероприятия остался только позитив. По крайней мере мы узнали кто о чем думает, кто каким видит развитие диаспоры, кто с нами, кто не с нами. Встретили старых друзей, увидели свой родной город. Но больше всего мне запомнилось выступление президента. Глава государства прекрасно осведомлен о проблемах диаспоры, знает какие проблемы мы испытываем и в чем нуждаемся. А самая главная наша проблема – отсутствия единства, к чему и призывал Ильхам Алиев. Он предложил открыть в крупных городах мира дома азербайджанской культуры и обещал содействовать, поддерживать нас в каждом начинании. Все это не может не радовать. Вообще, отрадно видеть, как наша дипломатия в последние годы делает успехи. Считаю, что мы должны продолжать усиленно работать в этом направлении. Как бы правильнее выразиться, наша деятельность должна носить наступательный характер, я говорю о своего рода культурной экспансии. 

Да, я следил за съездом и больше всего меня впечатлили 800 портфелей из крокодиловой кожи, розданные делегатам. Скорее всего, эти презенты являются наглядным примером того, каких высот достигла наша нефтедолларовая экономика. Ладно, не буду ерничать. А как вы отнеслись к тому, что на третьем съезде не было ни одного участника из Ирана, хотя они были приглашены в 2006 году на второй съезд? Разве Ильхам Алиев уже не президент 50 миллионов азербайджанцев? За последние пять лет мы что-то упустили?

Я уже говорил, что участвовал на всех съездах, в том числе и в 2006 году. Мне кажется, что азербайджанцев из Южного Азербайджана не пригласили по причине какой-то неведомой нам несогласованности. Мы ведь не можем всего знать. Тем более художник Гейбатов. Да, это печально, но даже если иранские азербайджанцы не были приглашены в этом году, они от этого не стали менее азербайджанцами. 

Я ведь в начале нашей беседы, уже говорил, что определенные изъяны были, увы без них не обходится ни одно крупное мероприятие. Вот, например, привез я в Баку свое крупное произведение, монументальное панно «Улу торпаг» приуроченное к 20-летию независимости нашей Республики и над которым я работал целый год. Обратился в комитет по работе с диаспорой, попросил разрешения выставить панно в рамках съезда – но мне отказали. Сказали, что не получается и всё! 

Благо, мой друг Сабир Рустамханлы, ценящий мое творчество, помог мне выставить эту работу. Кстати, 14 июля в 12.00 в Культурном Центре Ататюрка пройдет презентация этой картины, на которую, пользуясь случаем, приглашаю уважаемых читателей Портала. 

В начале нашей беседы, вы так же употребили слово экспансия. По-вашему мы обладаем такой мощной культурой чтобы говорить об экспансии, тем более в Европе?

Я не говорил о мощной культуре. Я говорил о культуре вообще. Вы же не станете отрицать, что нам есть что показать, чем привлечь европейского ценителя искусства? За рубежом у нас, десятки художников, композиторов, писателей азербайджанцев которые могут и должны пропагандировать нашу культуру, историю, традиции. Я попытался объединить 46 наших соотечественников в Ассоциацию деятелей культуры Европы, чтобы каждый из нас мог вносить своим творческим трудом лепту в формирование положительного имиджа нашей страны. Я знаю что в Азербайджане масса проблем, но скажите где их нет? В какой-то стране их меньше, в какой-то больше. Я вообще считаю нашу диаспору авангардом нации. И наша задача там, в Европе и во всем мире – говорить только о положительных, хороших вещах. 

Вот вы говорите, что в Азербайджане масса проблем. Согласен, их действительно неприлично много. И наверняка, именно эти проблемы и вынудили вас покинуть родину, не так ли? 

Вы знаете, у каждого свои причины выбора жизни на чужбине. Кто-то уехал в мое время - 30 лет назад, кто-то в начале 90-х, кто-то по бизнесу, кто-то по семейным обстоятельствам, кто-то не смог адаптироваться в новое послесоветское и послевоенное общество... Причин, мотивов как видите много. Вот, уважаемый мною Джаваншир Кулиев уехал по политическим мотивам, здесь ему трудно было работать. Я же уехал, повторюсь, 30 лет назад. 15 лет жил в Москве, 16 лет живу в Германии. Но никогда не забывал, что мой долг - это пропаганда Азербайджана. Ведь наша родина это история, архитектура, музыка, литература и все эти ценности никакого отношения к политике не имеют. Я ведь не говорю, что в Европе, на Западе нужно заниматься восхвалением кого-то или чего-то. Я говорю о пропаганде нашей культуры, чем я и занимаюсь.

Когда вы в последний раз смотрели азербайджанское ТВ?

Ну, смотрю я иногда новости и если честно, ничего кроме новостей. Я понял к чему вы клоните. Знаю, наслышан о низком уровне нашего телевидения. Все нормальные люди говорят об этом. Возмущаются. Это конечно позор, но так как я не зритель нашего ТВ, мне и говорить о нем не хочется. Культурную информацию, где бы я ни находился, черпаю из вашего Портала,  большего мне не нужно. 
 
Дело в том, что культуру, о которой вы говорите и которую, справедливо считаете своим долгом пропагандировать в Европе, мы почему-то на нашем ТВ и в обществе целом, не замечаем. На нашем ТВ господствует эстетика бозбашной мейханы-тойханы. Быть может, эти богомерзские морды и сплошная порнография и есть наша культура, не знаю. Если нет, тогда получается, что все хорошее у нас на экспорт, для внешнего потребителя, а мы сами должны кормиться дерьмом? Вам не кажется, что для начала неплохо было бы показать, привить эту самую высокую культуру и вкус нашим гражданам, зажравшимся чиновникам, а только потом думать об иностранцах? К тому же, это чревато последствиями. Посетит европеец выставку, посмотрит на наши картины, послушает симфоническую музыку, прочитает наших авторов и решит наведаться к нам. И что он увидит? 

Вы затронули очень серьезную, больную для меня тему. Все говорят об этом, но к сожалению ничего не меняется. Получается замкнутый круг, из которого мы не можем выбраться. Минкультуры проводит за рубежом огромное количество мероприятий. Всё это нас радует, мы гордимся нашей страной, богатой культурой. Но видя, что творится здесь, в Баку… Кроме как оболваниванием масс это явление по другому никак не назовешь. Да, увы вы правы. Европейцы действительно видят наших других, приезжают сюда и… испытывают шок. Как говорил мой покойный друг Чингиз Айтматов «Во всем властвует деньга». К сожалению это реалии нашего времени. Академическое искусство, серьезная культура носят элитарный характер. Возможно я ошибаюсь, но искусство рассчитано на тех, кто испытывает внутреннюю, духовную потребность в ней. Это как пища, которую массы потреблять не могут. Нашей массе подавай хлеба и зрелищ, и только единицы, малочисленные «маргиналы» вроде нас с вами, хотят большего. 

Раз уж речь зашла о масскульте, у меня возник следующий вопрос. Вы приехали из Германии, где живете 16 лет. Как отреагировали немцы на победу азербайджанской пары на конкурсе Евровидение? 

Если очень коротко, то я разделяю мнение Фархада Бадалбейли: «Это конкурс, для не очень развитого вкуса». Этим все сказано.

На Евровидении за редким исключением, вы не услышите высокоодаренных исполнителей. В нем огромный элемент случайности. Откровенно вам скажу - я равнодушен к Евровидению. Но то, что победили наши ребята, меня обрадовало. Поверьте, благодаря этому конкурсу, сотни миллионов человек узнали о нашей стране, нашли ее на карте мира, прочитали о ней в интернете. Попса попсой, но рекламу она нам сделала неплохую. Я бы даже назвал эту победу культурно-политической акцией, благоприятно повлиявшей на имидж республики.

В следующем году конкурс будет проводится в Баку. Что европейцы здесь увидят? Вас это не волнует?

Увидят то, что им захочет показать наша власть. А наша власть умеет принимать иностранных гостей и очаровывать их. По мановению волшебной палочки исчезнут, хотя бы на время, с улиц города крестьянские лица, открытые люки, ямы на дорогах и прочее непрезентабельное явление. Гости будут жить в шикарных отелях, питаться вкусной едой и видеть городские фейсы. 

Будем справедливы – ведь центр Баку действительно изумляет своей красотой. Может быть наш город и потерял свое лицо, но надо учитывать динамику развития. Архитектура не может стоять на одном месте – кое-что сносится, кое-что строится. И это нормальная практика для всего мира.

Кроме приглашений на съезды, вы ощущали поддержку со стороны нашего государства?

В первую очередь, я бы хотел выразить свою благодарность нашему послу в Германии Пярвизу Шахбазову, благодаря которому в посольстве висят мои картины. Три раза на посольской машине господина Шахбазова, я из Кобленца перевозил свои картины в Берлин. Расстояние между ними 600 километров! Говорю это к тому, что этот человек никогда, ни в чем мне не отказывал. Правда мы редко видимся, но он всегда мне помогает. Я не считаю, что посольство мне чем-то обязано. Скорее я должен думать, что могу сделать для родины. 

Правда есть вещи, которые меня угнетают, от которых становится просто обидно. Представьте себе, что мне коренному бакинцу, в Баку негде жить! Я потерял отцовскую квартиру в годы правления Народного Фронта, ну сами наверное понимаете каким образом… Писал об этом господину Ильхаму Алиеву, просил мне помочь. Мне ведь 60 уже и я должен иметь в родном городе дом, пристанище. Устал постоянно скитаться по отелям, родственникам, гостевым домам… Каждый раз встречаюсь с равнодушием средних и мелких чиновников. Не понимаю, почему в стране с развивающейся экономикой, природными богатствами художник должен оставаться без крыши над головой. Ведь это мой город, моя родина…

Что-то мне подсказывает, что вы собираетесь вернуться а Баку…

Почему бы и нет? Как говорил Сент-Экзюпери «Общение это великая роскошь». А там, на чужбине я лишен полноценного общения. Я ведь здесь заряжаюсь энергией, каждый день бегу на свидание с морем. Мой отец родом из села Гала, а там прекрасное море. Очень бы хотелось организовать выставку в музее-заповеднике Гала, открытом по инициативе Мехрибан Алиевой. 

Родина всё таки имеет силу притяжения, куда ни крути. Как ни как, мне уже 60 и надо задумываться о крыше над головой в родном городе.

Кстати, ваше 60-летие было как-то отмечено в Азербайджане? 

50-летие было отмечено широко, но как ни странно, 60-летний юбилей был проигнорирован. Меня не поздравило ни Минкультуры, ни Союз художников, ни Комитет по работе с диаспорой. Не исключено, что министру Абульфазу Караеву просто не доложили обо мне. И такое возможно. Но, какими бы ни были причины, меня в упор не замечает Министерство культуры. Ни одной выставки в Баку за 30 лет! Я и так ничего не зарабатываю со своих картин. Прошу лишь одного – провести выставку в своем родном городе.

Давайте поговорим о вашем знаменитым панно «Религии мира». Как вы решились написать такую сложную тему?

Да, вы говорите о панно «Все религии – один мир». Он выставлялся 7-8 июня 2005 года на форуме «От террора к планетарной этике. Религии мира» в Москве, в Кремлевском дворце съездов. А история панно следующая.

В 2000 году мне было сделано интересное предложение. Галерея в Виннингене предложила написать картину-панно на тему мировых религий. Трудность заключалась в том, что на одной плоскости надо было изобразить все мировые религиозные конфессии. И написать панно нужно было в помещении самой галереи.
 

Работу я начал с теоретической подготовки, стал читать литературу, связанную с этой темой. Практически же большее значение имело композиционное решение. Надо было найти такое построение, чтобы все связать как бы в один узел не только композиционно, но и по теме. Времени на обдумывание ушло больше, чем на саму практическую работу. А писал я данную панно-картину размеров 6 х 2 метра – 20 дней. Я придумал, что «Око Божие» будет центром композиции, охватывающим всех и все. Дерзнул изобразить и Бога, парящего в центре с раскинутыми руками. Справа от него – призывающий Моисей со своими данными Богом десятью заповедями. Над ним – священный для всех верующих Иерусалим с золотым куполом мечети Аль-Акса. Слева изображен крест христиан, справа – место паломничества мусульман – Мекка под Моисеем – туннель к загробной жизни, тот самый туннель, о котором говорили те, кто был при смерти…

Две фигуры, протягивающие друг к другу руки, - это мой призыв к примирению враждующих между собой верующих. Не хотелось бы отвечать на вопросы «А что ты там изобразил?», «А что это?», «А кто это?». Художник – не теоретик, не ученый, только своим творчеством он может проповедовать и быть услышанным и увиденным. Надо больше доверять своей интуиции, она глубже книжных знаний. Но однозначно одно: написавший такую картину автор должен быть глубоко верующим.

Написано панно в голубых тонах. Это цвет неба, цвет флага ООН, это цвет исламских куполов мечетей, это цвет нежности и любви. Это – цвет надежды и будущего.

Я благодарю вас за интересную беседу и искренние ответы. Что бы вы хотели добавить напоследок?

Вы знаете, я считаю себя счастливым человеком. Да, я счастлив несмотря ни на что. 

Счастлив, что дружил с покойным Чингизом Айтматовым, который отзывался обо мне как о «духовном друге» и от которого я получил огромное количество писем, которые хранятся до сих пор. Горд своей 30-летней дружбой с великим писателем, автором вашего Портала и смелым гражданином с большой буквы - Чингизом Гусейновым. Я всегда говорю, что у меня два Чингиза, два моих крыла. Действительно, эти люди всегда и во всем помогали, поддерживали меня, направляли мудрыми советами.

Так же я горд своей дружбой с Расимом Балаевым, величайшим актером Азербайджана. Горжусь знакомством с вами и надеюсь, что наше знакомство перерастет в крепкую дружбу.  Только благодаря вам и знаменитому публицисту Чингизу Султансою я черпаю достоверную информацию о культуре и обществе в целом. Так же хотелось бы мне пожать руку Эйнулле Фатуллаеву, смелому гражданину и демократу. Все вы бескомпромиссные, идейные люди, за что вам честь и хвала. Если честно, я не считаю вас оппозиционерами - вы патриоты! Я тоже никогда не был оппозиционером, но я и не слепой. Я художник и я все вижу. Вижу, что наряду с положительными процессами, в стране есть масса негативных явлений, которые необходимо срочно искоренять. А то завтра, может быть поздно. 

Kultura.Az
Yuxarı