В свое время над образом молодого генерала в Германии немало потрудился Йозеф Геббельс, который сделал из него непобедимого "народного маршала". Но у послевоенных историков репутация Роммеля была не столь однозначной. С одной стороны, нет доказательств непосредственного участия Роммеля в геноциде евреев. В 1943 году он даже заявил Гитлеру, что хочет назначить гауляйтером еврея, чтобы улучшить имидж Германии за границей, на что Гитлер ответил: "Мой дорогой Роммель, вы так и не поняли, чего я хочу". Сын Роммеля Манфред утверждает, что его отец всегда отрицательно относился к истреблению евреев, но заслуги Гитлера были для него более значимыми и он закрывал глаза на массовые казни. С другой стороны, в Африке Роммель по сути подготавливал площадку для продолжения Холокоста: Гитлер планировал перенести практику уничтожения евреев на Ближний Восток. Многие историки утверждают, что Роммель был обычным карьеристом и преклонялся перед Гитлером за то, что благодаря ему смог так значительно выдвинуться.
Нынешний фильм "Роммель" ("Rommel"; по ссылке его можно посмотреть ежедневно с 23:00 до 09:00 по московскому времени) вызвал широкую дискуссию, поскольку съемочная группа намеренно постаралась отойти от однобокого изображения Гитлера и его ближайших соратников как бесчеловечных злодеев. Образ Эрвина Роммеля претерпел особенно серьезную трансформацию. Герой Третьего рейха изображен слабым, нерешительным персонажем, который хочет остаться верным фюреру, но при этом сомневается в целесообразности тотального уничтожения евреев и еще больше - в том, что эту войну можно выиграть.
Режиссеру Ники Штайну немецкие журналисты раз за разом задавали ожидаемый вопрос: можно ли снимать художественное кино, основанное на биографиях нацистов? Режиссер на это отвечал, что снимал историю среднестатистического немца, который жил при нацистской диктатуре и слишком долго отказывался замечать происходящее вокруг. При этом, по мнению Штайна, не каждый герой Третьего рейха годится в киноперсонажи переднего плана: "Гиммлер этого не стоит, а Роммель - да". По его словам, пришло время, когда в Германии можно снимать фильмы про нацистов с объективной точки зрения, чтобы попытаться понять людей, живших и действовавших рядом с Гитлером.
Реакция на фильм в немецких социальных сетях, где тема стала самой популярной в день премьеры, оказалась отнюдь не восторженной. Многие восприняли работу Штайна как костюмированный спектакль с выхолощенными героями в идеально сидящей униформе и всегда солнечной погодой. Зрители оценили замысел, идею и масштаб проекта, но итоговый вариант многим показался фальшивым: они представляли себе эту войну с другой стороны. Некоторые так и не поняли, что хотели сказать своим фильмом создатели - что среди нацистов тоже были хорошие люди? Другие посчитали, что этим фильмом нацистскому генералу Роммелю фактически отлили фундамент для посмертного памятника.
Примечательно, что наименее убедительным персонажем фильма "Роммель" зрители сочли Гитлера. Создатели намеренно постарались отойти от шаблонного изображения истерично орущего фюрера, и в итоге он вообще потерялся на фоне своих генералов. Немецкие блогеры утверждали, что это худший Гитлер, сыгранный за последние годы.
Такая реакция должна иметь важное значение для режиссера и продюсера. Недавно они заявили, что собираются снять телесериал про Гитлера. Ники Штайн и Нико Хофман хотят изобразить биографию фюрера, начиная с его службы в Первую мировую войну и заканчивая смертью в 1945 году. Создатели будущего сериала заявили, что хотят проследить процесс становления Гитлера, понять, что привело его к созданию Третьего рейха, идее геноцида, началу Второй мировой. В основу будет положена биографическая книга "Первая война Гитлера", написанная британским историком Томасом Уэбером (Thomas Weber). Сам он призывает не лишать нацистского вождя присущих ему талантов и слабостей, пороков и харизмы, иначе нельзя будет понять феномен этой личности и эффект, производимый Гитлером на многих современников.
Современный немецкий кинематограф пытается взглянуть на историю Третьего рейха по-новому: без кадров истощенных узников концлагерей, брызжущего слюной с трибуны истеричного Гитлера и факельных маршей в виде свастики. Стало позволительно даже шутить - как в недавно вышедшем в прокат фильме "Железное небо" о группе нацистов, основавших колонию на Луне и в 2018 году решивших устроить блицкриг, чтобы завоевать Землю.
При этом нельзя сказать, что немцы перестали серьезно относиться к этой теме и больше не снимают покаянные фильмы. Ярким примером тому служит недавняя документальная работа "Моя семья, нацисты и я" о жизни детей и внуков нацистской верхушки: коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса, Германа Геринга, Генриха Гиммлера. Фильм был снят израильским кинодокументалистом Ханохом Зееви в сотрудничестве с немецкими телевизионщиками.
Новый подход таких кинематографистов, как Штайн и Хофман, вовсе не означает, что немцы скоро начнут хвалить нацистов. Любое мало-мальски доброе слово в адрес Гитлера и его окружения воспринимается в Германии очень остро. За такое можно лишиться работы на телевидении, как это произошло с некогда популярной ведущей Эвой Херман, которая одобрительно отозвалась о семейной политике Гитлера. Сравнение успехов Пиратской партии с взлетом НСДАП в 1930-х годах стоило молодому перспективному политику Мартину Делиусу места председателя фракции "пиратов" в берлинском парламенте, а также членства в руководстве партии. На примере обструкции, которой совсем недавно подвергли лауреата нобелевской премии по литературе Гюнтера Грасса за его стихотворение, осуждавшее политику Израиля по отношению к палестинцам, миру еще раз было продемонстрировано, что критика в адрес евреев со стороны немца, к тому же в юности служившего в СС (Waffen-SS), пока недопустима.
Дарья Ерёмина
Лента.Ру