post-title

Если бы... Утопия современника, или История об условном предложении

Жил-был один бакинец. Так как инициалы его были «Я.Я.», то все звали его просто я. Так и имя это короткое приклеилось к нему. Он полностью свыкся с ним и всегда представлялся как я.

 

 

Имя это вызывало некоторый смех у тех, кто знал русский язык, но для всех иностранцев онo было таким же именем, как и другие. Своё новое имя я любил писать с маленькой буквы, а не с большой, как это обычно принято. То ли из-за скромности, то ли из-за того, чтобы внести недоразумение.

Однажды ему приснился сон, что он стал очень богатым человеком. Проснувшись утром, он вспомнил про свой сон и задумался о том, что бы он сделал со своими деньгами. У него родилась мысль, которая переросла в мечту. Мечта эта превратилась в наваждение, становясь с каждым днем все сильнее и сильнее. Потом Мечта стала охватывать все больше и больше областей... И помечталось ему, как...

...я создал бы в Баку фонд и руководил бы им... Название этому фонду я пока не придумал, но это неважно.

В целом, этот Фонд занимался бы пропагандой азербайджанской культуры на Западе. Состоял бы он из разных отделов: отдел живописи, отдел скульптуры, отдел музыки, отдел литературы, отдел образования, отдел кино.

В области живописи, например, я построил бы где-то в Баку огромное здание – ателье для художников и сдавал бы его им бесплатно. Таким образом, я помогал бы молодым и талантливым художникам писать картины. У него было бы одно условие: вместо арендной платы я хотел бы иметь право первого выкупа их работ. Я скупал бы все лучшие картины азербайджанских художников, которые собирались бы в залах и хранилищах... музея, который я создал бы. Музей этот можно было бы назвать, скажем, Музеем Современников, которого так не хватает нашей столице. Кроме этих двух проектов я организовал бы ежегодный конкурс живописи, которая стала бы со временем традицией. В конце каждого года из лучших международных и местных искусствоведов избирались бы члены жюри для проведения этого конкурса, которые выбирали бы лучшие картины азербайджанских художников среди всех работ, написанных за данный один год. Со временем этот конкурс стал бы очень престижным и каждый художник старался бы занять первое место. Четвертое направление в отделе живописи Фонда было бы посвящено организации выставок азербайджанских художников за рубежом. Но не только её простой организации, а также мощной пиаровской работе в средствах массовой информации страны, где проходила бы данная выставка. Покупались бы страницы в лучших журналах и газетах, которые посвящались бы данной выставке, её участникам, в частности, и азербайджанской живописи, в целом. Выпускались бы книги, каталоги, брошюры, снимались бы документальные фильмы, готовились бы телевизионные передачи, которые шли бы в лучшее эфирное время.

В области скульптуры кроме идентичных проектов по строительству музея и ателье (их можно было бы объединить), организации ежегодного конкурса, я мечтал ещё о «наводнении» бакинских площадей, скверов, парков разными сюрными работами азербайджанских скульптуров. Я создал бы в Баку целый скульптурный парк, наподобие парка Вигиленд в Осло.

В области образовании я хотел бы создать, в первую очередь, университет. Цель создания этого вуза было бы, конечно, не добыча денег, а его превращения в источник подготовки и выпуска высокообразованной национальной элиты. Я постарался бы сделать всё, чтобы этот вуз стал самым лучшим не только в стране, но и во всем регионе, превратить его в азербайджанский «Гарвард» или «Оксфорд». Была бы приглашена лучшая профессура из-за рубежа. Поступали бы в этот вуз самые светлые головы нации и именно те, которые искренне хотели бы учиться. Учиться было бы нелегко, но престижно. Этот вуз был бы единственным (на сегодняшний день, к сожалению), где каждый, не сдавший успешно экзамены, вынужден был бы покинуть вуз. Никакие личные связи и никакие деньги не спасли бы неудачника. Возможно, закончивали бы этот вуз лишь половина или одна треть первоначально поступивших студентов, но эта часть была бы самой высокообразованной. Самый высокий конкурс поступления был бы в нем. Каждый гордился бы его дипломом, который открывал бы двери в любую компанию. Другим направлением в отделе образования было бы отправление лучших умов страны на учебу зарубеж. Проводился бы отбор среди молодежи и в зависимости от ежегодного бюджета определенное количество лучших кандидатов отправлялись бы учиться за границу.

Отдел литературы Фонда занимался бы не только лишь переводом произведений азербайджанских писателей и поэтов. В разных европейских странах выискивались бы писатели, эссеисты, критики (желательно авторитетные и признанные у себя в стране), специализирующиеся в разных областях и с ними подписывались бы договоры на написание разных книг по истории и культуре Азербайджана. Допустим, какой-либо итальянский писатель-музыковед написал бы биографию Узеира Гаджибекова или Фикрета Амирова, какой-либо французкий писатель-литературовед написал бы биографию, например, Мирза Фатали Ахундова или Джалиль Мамедкулузаде, какой-либо английский искусстововед написал бы книгу о современной живописи Азербайджана, какой-либо немецкий писатель-историк написал бы книгу, скажем, о роли Баку во время второй мировой войны или об истории образовании первой парламентской республики в Азии.....

Кейм Сон

Kultura.Az

Yuxarı