post-title

Загадочный Узеир Гаджибеков

Автор просто напоминает читателям ещё об одной (прискорбной) дате - 65-летии ухода из жизни великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова (25 ноября 1948 г.)

 

Cовсем недавно закончились сентябрьские торжества по поводу 128-летия со дня рождения  выдающегося  композитора Узеира Гаджибекова и 100 летний юбилей оперетты «Аршин мал алан».
17 сентября, в День Национальной музыки, было сказано много замечательных слов и о самом композиторе и о его известных музыкальных произведениях  и биографических фактах азербайджанского основоположника оперной музыки.

Автор просто напоминает читателям  ещё об одной (прискорбной) дате - 65-летии ухода из жизни великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова (25 ноября 1948 г.)
В то холодное утро похорон маэстро, школа организованно направила старшеклассников к зданию Академии Наук, где проходило прощание с композитором. Нас, учеников младших классов, конечно, не пустили на похороны, и мы остались заниматься чистописанием. Весь день по радио городской сети, на фоне музыки ушедшего композитора, шла трансляция траурного прощания. Наш классный руководитель Римма Давидовна провела интересный урок, рассказав нам о музыкальной деятельности нашего соотечественника, который один из первых в 1938 году был удостоен высокого звания  народного артиста СССР.               
Как показывают фотоматериалы тех лет, в последних проводах Узеира Гаджибекова участвовал Первый секретарь ЦК КП Азербайджана Мир Джафар Багиров. Фото протоколирует, как немолодой уже (53-х летний) глава республики, в первом ряду прощающихся, поддерживает гроб  основателя оперного искусства Азербайджана.

Вот, что рассказывает о своих впечатлениях участник похорон композитор Ариф Меликов:

«Вторая моя встреча с бессмертным Гаджибековым произошла в день его смерти. Великий Гаджибеков лежал в гробу. В этот раз я его видел очень плохо. Глаза мои были затуманены слезами. Плакал весь народ. Плакали люди всех национальностей, всех профессий, плакали маленькие и большие. Весь как один в этот день поднялся азербайджанский народ проводить в последний путь своего гениального сына. Люди толпились, толкались в сплошной массе, это был грандиозный плачущий хор. Это был не траур по умершему, это было что-то другое... »

Началом отсчета моего соприкосновения с творчеством маэстро стал просмотр кинофильма «Аршин мал алан». Впрочем, как мне кажется,  всенародная известность Гаджибекова началась не с его известных опер, недоступных для широкого зрителя, а именно, с этого популярного кинофильма. Собственно, с него и взошел на свой триумф в роли Аскера - начинающий певец Рашид Бейбутов.
Невозможно было устоять перед натиском дуэта « Пулум вар? - Вар- вар!»,  который ежедневно взрывал наш старенький приемник, начиная дневные музыкальные передачи.
Сладкий голос Рашида подтверждал решимость персонажа Аскера : «Выйди замуж за меня!».

Будучи  старшеклассником, я познакомился с другими произведениями Узеира Гаджибекова. Однако, пришла в моей жизни пора, когда я стал встречаться с маэстро ежедневно, а если точнее, то в течении целых 25 лет моей жизни, вплоть до отъезда из Баку. Ровно столько лет я ежедневно приходил по утрам к Консерватории, где напротив памятника Узеира Гаджибекова, ожидая сослуживцев, начинал свой маршрут наш служебный автобус. Обычно, я приходил чуть пораньше и, отдавая дань уважения бывшему ректору Консерватории, подходил к нему, чтобы ещё раз полюбоваться чудесным творением другого мастера изящных наук, Токая Мамедова, создавшего  в 1960 году    бронзовую скульптуру Узеира Гаджибекова, загадочно, в глубоком раздумье, сидящего в кресле.
Длительное наблюдение открыло для меня феномен скульптуры.

Я пришел к выводу, что  дружеская близость к образу достигается за счет сидячего положения скульптуры. Расслабленная поза и низкий постамент сближают стоящего прохожего с героем памятника. Можно вплотную увидеть выражение лица и даже предположить о чем задумался великий маэстро. Воображение подскажет вам любой возможный  разговор, причем, каждый разговор будет о разном. Итак, обобщая встречи с сидячими скульптурами ( М.Ф.Ахундов, Сабир, и др.), убеждаешься в их более позитивном отношении к прохожим, по сравнению со стоячими памятниками, смотрящими куда -то в заоблачную высь.

Как всегда, музыкальные биографы игнорируют литературные способности композиторов. А зря! Вот и молодой Узеир Гаджибеков начинал свою просветительскую деятельность именно с публицистики. Обратите внимание на то, какая она была плодотворной и обширной.

Переехав в 1905 году из Гадрута, где он преподавал в местной школе,  в Баку, Узеир  начинает литературно-публицистическую деятельность с газетой «Иршад». Параллельно трудится переводчиком в газете "Хаят".

В 1907 году,  уже работая над оперой «Лейли и Меджнун», У.Гаджибеков, неожиданно для всех, в типографии братьев Оруджевых  выпускает в свет  книгу   "Русско-татарский  и татарско-русский словарь  политических,  юридических,  военных  и многих других терминов".
Написал учебник арифметики.
 Некоторое время (1909 г. июнь-сентябрь)  сотрудничает, в качестве главреда, в газете "Терегги".
25 декабря издатель  и  главный  редактор  газеты  "Хагигат".
30  мая отказ  от  деятельности  редактора газеты "Хагигат".
С 1914 по 1918 годы Гаджибеков является владелецем и главным редактором газеты  "Йени  игбал". Здесь он печатает сатирические рассказы и фельетоны, написанные во время учебы в Москве. Позже начало сотрудничества  с  газетой  "Азербайджан", а с 16-го  января  1919  У. Гаджибекова назначают на  должность  редактора  газеты  "Азербайджан". Работал до  28 апреля 1920  года.
Надеюсь, представленные факты работы Узеира Гаджибекова в печатных изданиях,  обосновывают доказательства его широкой деятельности и как профессионального  журналиста.
И это при том, что У. Гаджибеков одновременно, продуктивно создает лучшие свои оперные произведения.
Именно это раздвоенное творчество, как композитора и публициста, создает загадочное многообразие  талантов в феномене личности Узеира Гаджибекова.
Очевидно, его одолевали оба увлечения, но в результате противоборства обоих пристрастий, Гаджибеков выбирает наиболее значительное и интересное для него.

И это оказалась: Её Величество Музыка!

Таким образом, открывается истина, что куда легче композитору сотрудничать  в статусе литератора, чем наоборот.

С первых дней установления Советской власти в Азербайджане Гаджибеков ходатайствует о необходимости открытия  музыкальных академий и народной консерватории, тем самым открывая для нас ещё одну важную особенность его личности ― общественную деятельность.
Подозреваю, что ещё не раскрыты и другие загадки личности Узеира, и я призываю его биографов незамедлительно раскрыть их для нас.

Переехав в Америку я, к счастью, не потерял интерес к творчеству азербайджанских композиторов. В этом мне помогает  радиоволна классической музыки, где исполняются произведения лучших композиторов Европы и Америки. Среди них звучит музыка и сынов азербайджанского народа. Интересно, что трансляция идет без представления национальности композитора, тем самым подразумевая, что исполняемые произведения композиторов перешли в когорту лучших на  планете. Надо отметить, что русские  композиторы на этой волне наиболее исполняемые. Пусть политики обмениваются между собой самыми резкими нотами, но я знаю, что  П. Чайковский и С.Рахманинов, Л.Бетховин и Григ, А.Моцарт и Лист, обязательно прозвучат в этот день, и не один раз.

Очень симптоматично звучит высказывание  известного азербайджанского академика Юсифа Мамедалиева о творчестве У.Гаджибекова:

«Во всем творчестве Узеира Гаджибекова чувствуется благородное влияние музыкальной культуры великого русского народа, самой передовой в мировой музыкальной культуре. Первоначальное музыкальное образование он получил в Петербурге и в дальнейшем продолжил и развил в своем творчестве прекрасные традиции своих учителей русских музыкальных классиков.»

Америка продолжает удивлять своим интересом к многообразию культуры нашей планеты.  Мне стало тепло на душе, когда я прочитал в  авторитетной американской газете Huffington Post  статью известного критика Хойта Хилсмана, посвященную поставленному 7 сентября в Лос-Анджелесе спектаклю по оперетте "Аршин мал алан"
Посмотреть современную интерпретацию самой популярной оперетты Узеира Гаджибекова пришли около 3000 человек.
Постановку в Лос-Анджелесе оперетты, премьера которой состоялась в 1913 году, автор расценил как продолжение прогрессивных и светских традиций азербайджанской культуры. Он высоко оценил профессионализм исполнителей и назвал музыку оперетты чарующей, подчеркнув, что "Аршин мал алан" - первая оперетта в мусульманском мире и по своему духу она направлена против отживших предрассудков и в защиту прав женщин. Автор статьи также указал, что зал театра Dorothy Chandler Pavilion был заполнен до отказа, и поздравил организаторов, продюсера и исполнителей спектакля с этим несомненным успехом.
А в другой влиятельной лос-анджелесской газете Jewish Journal, в статье главного редактора Роба Эшмана  «Аршин мал алан едет   в США», подчеркивается, что  спектакль в этом городе известной оперетты великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова, посвящен 100-летию произведения.

Упомянув о приглашении со стороны генерального консульства Азербайджана в Лос-Анджелесе  еврейской общины города посетить спектакль, автор замечает, что это первый случай, когда мусульманская страна адресовала еврейскому населению подобное приглашение. В статье подчеркивается высокий профессионализм адаптации оперетты к новой эпохе и положительная реакция зрителей на исполнение, причем особо выделил исполнителей главных арий Гюльчохры и Аскера. Шоу в Лос-Анджелесе было поставлено американским продюсером Майклом Шнэком, обладателем многочисленных премий. В ролях выступали выдающиеся американские оперные певцы, которые пели на азербайджанском языке (английский текст проецировался на экран поверх сцены). Музыка же была исполнена знаменитым лос-анджелесским оркестром.
Осуществление постановки стало возможным, благодаря поддержке государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики SOCAR.
В то же время, в рамках Всемирного музыкального фестиваля,
во втором городе штата Калифорнии - городе Сан-Франциско, состоялась постановка первой оперы Узеира Гаджибекова в мусульманском мире - «Лейли и Меджнун»
Перед спектаклем генеральный консул Азербайджана в Лос-Анджелесе Насими Агаев вручил специальный почётный диплом народному артисту Азербайджана, в настоящее время проживающему в Сан-Франциско, известному пианисту Чингизу Садыгову.

Эти мероприятия убедительно подчеркивают- музыканты, это отдельная каста людей, общающаяся на своем нотном языке, в своем обособленном миру, свободном от политизированности, и потому отличающаяся от всех других особей, своим интернационализмом. Ибо музыка, это тот единственный фактор, который объединяет эту касту людей, живущих эмоциями мелодий, посылаемой нам из Космоса. Задача ученых выявить источники этих посылов, дабы обогатить нашу планету замечательной музыкой.
Американцам близок и мугам, и африканский барабан, и шотландская волынка, и скрипка Паганини. Не случайно мы с удовольствием слушаем «Итальянское каприччио» П.Чайковского, «Шехерезада» Римского -Корсакова, «Набукко» Дж.Верди, «Семь красавиц» Кара Караева, «Спартак» Хачатуряна, не задумываясь над национальностью композитора.
В этом и есть многообразие  красоты музыкальной культуры, в  которую внес весомый вклад наш соотечественник  - Узеир Гаджибеков.

Марк Верховский
Kultura.az

 

Yuxarı