Но вопреки логике эта дата была упразднена, и сегодня в 2012 году никто из деятелей культуры не удосужился напомнить о 96-летии национального кино, в контексте просветительской мысли Узеира Гаджибейли, который в 1916 году откpыл азербайджанцам дорогу в синематограф, как "Седьмое искусство".
Туземные кинематографисты Азербайджана на волне массовых фальсификаций шагнули впереди планеты всей, установив, исходя от маленькой газетной публикации о первом фотоиллюзионе Александра Мишона, дату 2 августа 1898 года как день рождения «национального кино» (?!), которое будет праздновать... свою аж 114-ю годовщину. Дата внушительная, а мир и не заметил, что есть такое вот оно - фантастическое Азеркино. По сути весь – этот сыр-бор о «древнем кино Азербайджана» является результатом имитационных процессов на тему о «Великой многовековой» культуре Азербайджана. Это фольклор в диковинку, и его можно под шумок выдать за национальную культуру по типу ковра, мугама, туземно - аборигенных танцев или наскальных рисунков Гобустана, и с пеной у рта доказывать свой первоисточник, а европейский зритель «евровижена» может – это принять за чистую монету. Но приписывать себе научные изобретения конца XIX века мягко говоря безумие … Точнее это полная клиника.
Немного из истории кино
Само искусство кинематографа (седьмое искусство) относительно других предшествующих значительно моложе, но выглядит за 117 лет вполне зрело, сформировавшись в первой половине ХХ веке. Весь процесс формирования кино легко отслеживается печатными и электронными СМИ, которые в ХХI веке есть в избытке. В самом синематографе, есть слияние технических и творческих начал доведенных до академизма. Еще в середине ХХ века такими метрами академизма являются: Чаплин, Гриффит, Орсон Уэлсс, Эйзенштейн, Хичкок, Довженко, Мурнау, Ланг. На протяжении 100 лет, кинооборудование претерпело множество изменений, но формат кинопленки фильма остался неизменным - 35-мм. Этот стандарт назван в честь Тома Эдисона, который первым применил данный формат совместно с фирмой Kodak в США. Здесь же в 1892 году в лаборатории Эдисона был сконструирован кинетоскоп-аппарат с глазком, через который первые кинозрители наблюдали движущееся изображение, отснятое на гибкую целлулоидную пленку. Кинетоскоп был предназначен только для индивидуального просмотра в последствии получивший название - никельодеон. Для проецирования на широкий экран был разработан Витаскоп. Так же в 90-х годах девятнадцатого столетия Британия с Robert Paul & Birt Аcres и их камерой Birtac (кинеоптикона), и Германия с бр. Skladоwsky (биоскоп) разрабатывали свои авторские проекты движущейся фотографии. Но в историческом признании преуспели бр. Люмьер, представив свой проект - Синематограф (Cinematographe) - проектор для фильмов формата 35 mm. Они первые кто решились запатентовать Синематограф, совместив все новшества в движущейся фотографии (в мастерской инженера Карпентье), перед своим первым публичным шокирующим «Прибытие поезда», показ которого состоялся 28 Декабря 1895 года. Этот день во всем мире считается днем рождения кинематографа. Кинопленка в проекторе Люмьера имела одну перфорацию круглой формы в одном кадре. В последствии, единым форматом стала перфорация прямоугольной формы с четырьмя отверстиями в кадре. Эти вышеуказанные страны празднуют день кино от конца XIX века, от своих первых научных изобретателей двигавшихся на пути к зрительному экрану. Они так же вошли в историю как первые операторы, режиссеры, продюсеры. Уже к 1900 году Япония, первая в Азии, начала производить киноаппараты и свои самобытные игровые фильмы, которые ставились на сцене театра «Кабуки» и «Кевамура». Первопроходцем в стране восходящего солнца был Иошизава, его детище японцы прозвали электротеатр.
Существенную лепту в формировании мирового кинематографа внесла империя страны советов (СССР) имея ленинский идеологический ресурс «Важнейшем из всех искусств». Новой большевицкой идеологией в построении законченной картины мира и социального равенства, нужен был «рай немедленно» и кино как пропаганда, оказалась созвучно революции. Советский кинематограф 20-30–х - это впечатляющий пример реализованных возможностей тоталитарной эстетики. Искусство кино как социальный заказ той эпохи рождал шедевры - это одно из редких совпадений, где была соблюдена мера допустимости между мифом и реальностью. Главные достижения тех лет - это фильмы: «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927) режиссера С.М. Эйзенштейна, «Мать» (1926) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В.И. Пудовкина, «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930) А.П. Довженко, «Элисо» (1928) Н.М. Шенгелая, «Намус» (1925) Амо Бек-Назарова. Последние двое в 1923 году приняли участие в создании и формировании Бакинской киностудии «Азеркино» при Народном Комиссариате просвещения. Азербайджанское кино имело свою единицу в виде киностудии «Азербайджанфильм» и за 60 лет, была по большей части убыточным придатком Госкино СССР, как и «Туркменфильм». Были и прорывы к зрительскому успеху на всесоюзный экран в лице Г. Сеидбейли, Р. Оджагова, Р. Фаталиева, В. Мустафаева. На международных кинофестивалях звучали имена Рустама и Мурада Ибрагимбековых, Аяза Салаева, Хусейна Мехтиева. Но это всего лишь малая доля исключения из правил, а так комиссии и худсоветы «Госкино» со скрипом принимали ленты «Азербайджанфильма» вынося вердикт по низкой категории с правом проката внутри республики. Вопрос не в количестве летоисчисления цифр, а в качестве общего конечного результата, который есть на экране (или отсутствие как такового).
На фоне такого результата миф азербайджанского кино о столетии с плюсом, тянет разве что на сто с минусом. Даже гордые грузины со своим мировым искрометным кино как грузинское вино, оказались трезвее, и отпраздновали свое столетие в 2008 году. Ведь Тифлис ознакомился с изобретением движущейся фотографии еще на год раньше, чем Баку. Там побывал сам Луи Люмьер, затем в начале ХХ века и его конкуренты французы, братья Пате. В 1908 году появилась местная кинофабрика первого грузинского энтузиаста кинопредпринимателя, оператора, режиссера Васо Амашукели, который стажировался в Париже у братьев Пате и Люмьер. С него то и берет начало документальное и игровое грузинское кино с национальными титрами: "Перевоз угля на верблюдах", "Вход судна в порт", "Типовые рынки города Баку". Что касается нашей бывшей империи, ныне именуемой эРеФией, то они так же чествовали свое столетие в 2008 году, от первого российского игрового фильма "Понизовая вольница" ("Стенька Разин"), выпущенного 15.10.1908 в киноателье Александра Дранкова, режиссер В.Ромашков, сцен. Василий Гончаров. В 1896 первые киносъемки в России и первые киносеансы в Петербурге документального фильма "Коронация Николая II", отснятого в Москве. В конце девятнадцатого столетия появляются первые кинопредпринематели: А. Ходжонков и Федецкий создавая по стране сеть киноателье. Но при этом день кино остается 27 августа 1919 года, когда прозвучало «Важнейшем из всех искусств» и большевиками был принят декрет о кино.
В соседней Армении, к вопросу подошли вполне официозно, празднуя день кино от 1923 года, когда Главполитпросветом Наркомата города Еревана было образовано госпредприятие «Арменкино», у истоков которого стоял Амо Бек-Назаров, который принимал участие в создании трех киностудий Закавказья. Армянские кинематографисты не довели свой творческий патриотизм до спекуляций на тему первых армянских документальных кадров хроники о массовой депортации армянского населения с территории 0сманской империи 1915 года. У соседей с имперским прошлым, каковым являются Иран и Турция, которые не стали исключением, и знакомство с синематографом у них произошло в конце века напрямую от первоисточника Луи Люмьера. В ту эпоху ригоризм Корана на десятилетие оттянул процесс развития синематографа. Зато в новейшей истории за последние 20 лет они совершили невероятный скачок в мировом кино. На сегодняшний день – эти страны отметились всевозможными Гран-при самых крупных и престижных кинофестивалей, неоднократно выставляясь на «Оскар» (за лучший иностранный фильм). Даты рождения отмечают по-разному: Турция празднует более официозно ведь сам Ататюрк в 1922 году учредил государственную киностудию «Кемальфильм», а турецкие «братья Люмьер» - Кемаль и Шакир Седен - вложили собственные деньги в производство первых турецких фильмов. Иран отмечает дату от 1930 года первого игрового фильма на фарси «Аби и Раби», режиссера Аванеса Эханяна.
Кто такой Александр Мишон и чего от него хотят азербайджанцы?!
В 2000 году ретро-шоумен Аяз Салаев впервые ознакомил телезрителей, в эфире уже несуществующего телеканала «АВА», с роликом движущейся фотографии А. Мишона "Пожар на нефтяном фонтане в Биби-Эйбат". Этот ролик ему вручили в Париже, при вступлении Азгосфильмофонда во Всемирную ассоциацию кинофотоархивов (FiAF). Он всего лишь поведал факт из истории города Баку, но заявил об А. Мишоне как о первом кинематографисте в азербайджанском кино и замолчал на эту тему и по сей день, не удосужившись адекватно обозначить свою гражданскую позицию. Как никак киноведческий факультет ВГИКа окончил … Но нашлись те, кто на волне псевдо-патриотизма заявил о «великом наследии» азербайджанского кино. Что же такого интересного завелось в черепушках местных кинофункционеров, что так рьяно и упрямо желают фальсифицировать историю? Наверняка такая цифра 100 раз жизни светит, очень удобно, чего ни будь да эдакое, сообразить… при этом, легко оболванив посмертно рядового фотографа А. Мишона, превратив его в «Мишоппа» (персонаж городского сумасшедшего Рустама Ибрагимбекова ф. «В одном южном городе»). А чтобы увековечить хоть как-то память о нем? А зачем! Пипл и так хавает «свой вид искусства» и все что, не попадя с голубых местных телеэкранов. За этим имитационным процессом, который пасет и обреет рядового зрителя - есть свои кино-кочевники, кино-цирюльники. Им то, собственно по барабану, что задвинуты имена тех энтузиастов, которые создавали и пытались развить национальный кинематограф. Это драматург Джафар Джаббарлы имя, которого носит киностудия «Азербайджанфильм». Войдя с парадного входа студии, непроизвольно обнаруживаешь вырубленные деревья, обшарпанный фасад ампира архитектуры М. Усейнова и барельеф памятника Джаббарлы с задумчиво приспущенной головой. От чего? Может быть оттого, что дух его бродит по коридорам и туалетам киностудии, где без респиратора не обойтись, и где за ...тцать лет скопился фекальный аромат на кинотелеэкране? Вот где нужен «Фонд» по восстановлению и созданию творческой атмосферы для молодых кинематографистов, которые пока еще есть и как подвид как-то сохраняют себя. Сегодняшние кинофункционеры своим имитационным процессом вошли в историю «книги рекордов абсурда и парадокса», притянув к себе не в чем невинного фотографа А. Мишона, который просто развлекал новомодным аттракционом буржуазную элиту Баку первого нефтяного бума.
Газета "Каспий" 1 августа 1898 года
"В воскресенье, 2 августа 1898 года в театре-цирке Василия Вятского фотограф А.М.Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей Всемирной выставки в Париже, будет демонстрировать только один раз усовершенствованный "синематограф" братьев Люмьер, построенный инженером I.Carрentier. Будут показаны картины движущейся фотографии: "Пожар на нефтяном фонтане в Биби-Эйбате", "Проводы его высочества Эмира Бухарского на пароходе "Великий князь Алексей", "Кавказская пляска", "Попался" - юмористический журнал в бакинском саду. Подробности на афишах. Начало в 9 часов вечера".
Кинематограф как политика
Фотограф Александр Мишон родившийся в городе Харьков, и судьба которого забросила на периферию Царской России - город Баку, в тот летний день продемонстрировал аппарат под названием движущаяся фотография. Это были отснятые в движении фотофильмы – ролики. Ну что же, похвально когда продвинутый фотограф пытается освоить и совершенствовать новую технологию. Но при этом в конце XIX и начале ХХ века никакого развития или прорыва синематографа в исторической хронике уездного града Баку не происходило вплоть до мая 1916 года. Именно по версии советской киноэнциклопедии и «Госкино» СССР - этот год и датируется, как рождение азербайджанского кино. В тот год по инициативе нефтепромышленников Асадуллаева и мецената З. Тагиева, создается кинофабрика «Фильм». Здесь были отсняты и проявлены первые игровые фильмы: По сценарию Ибрагимхана Мусабекова «В царстве нефти и миллионов» и «Аршин мал алан» (экранизация либретто муз. комедии У. Гаджибекова), в качестве режиссера и продюсера был задействован Б. Светлов - специалист, прошедший практику на студиях Дранкова, Ходжонкова в Петербурге, Москве, Одессе. Это кинотоварищество «Фильм» прожило вплоть до падения республики Азербайджан 1920 года.
Впервые на экране азербайджанский актер - это Хусейн-ага Араблинский, который был объектом насмешки со стороны его мракобесных сородичей соплеменников. Который, в конце концов, был ими зверски убит, поплатившись за преданность профессии. Вот кто истинный патриот и настоящий герой на все времена в истории Азербайджана. В тот период истории, А. Мишона и след простыл, где-то в селе Козельска Вознесенской волости Бузулукского уезда, с 1917 года, будучи в должности красного палача-председателя Ревтрибунала. И как кинематографист в истории он нигде не значится, оставшись профессиональным фотографом и любителем фотомехаником-иллюзионистом, сам себе оператором - режиссером, не сделавшим ни одну монтажную склейку. Как гражданин, он кровью и плотью был имперским продуктом, и на тот период (конец XIX века) в мировой истории не было ни азербайджанцев, ни самого Азербайджана, а была бакинская губерния царской России с немногочисленным безопознавательным мусульманским населением (шиитского толка) города Баку. На всякие увеселительные заведения по типу театра-цирка допускались только лишь «избранные туземцы», то есть люди сравнительно обеспеченные и чуток образованные. В гуманитарном направлении – это мусульманская прослойка начала позиционировать себя лишь в начале ХХ века, когда появился журнал «Мулла Насреддин» и музыка Узеира Гаджибекова. Некоторые азербайджанские псевдо-ученные и самозваные «киноисторики», шоумены, кинофункционеры в конце ХХ века решили внести ляп, в лепту истории кино объявив Александра Мишона основоположником азербайджанского кино. По утверждению «заслуженного» автора издания «Толковой энциклопедии азербайджанского кино» (?!) - Национальное кино начинается с первого игрового киносюжета А. Мишона "Попался" (1898). Во всех учебниках по истории кинематографа от Жоржа Садуля до Сергея Добротворского сказано и пересказано и доказано, что основоположником игрового кино является француз Жорж Мельес после выхода на экран его фильма «Путешествие на Луну» (Франция, 1902). К 110 летию первого игрового фильма сегодня на экранах мира демонстрируется киносказка Мартина Скорсезе «Hugo-Хранитель времени». Еще одним фактом, которым настойчиво аргументируют наши одаренные кинофункционеры и «толковый» энциклопедист – это 25 лет жизни Александра Мишона в Баку. Тут и не нужно копаться в истории, что бы привести вполне адекватный факт из жизни и деятельности великого ученого Дмитрия Менделеева, сделавшего некоторые элементы открытия в науке, будучи в городе Баку на стыке столетий. Или же по мемуарам Ландау где он вывел свои первые формулы, учась в бакинской средней школе. Тогда «Академия наук Азербайджана» должна возвести этих гениев во «флагман и авангард азербайджанской науки» (?!).
Событие с появлением синематографа в конце девятнадцатого столетия в России можно считать рядовым. Сами братья Люмьеры засняли Петербург, а их последователи запечатлели Москву, Киев, Одессу, Тифлис, Харьков. Кадры Ташкента с бухарским эмиром, разъезжающим на автомобиле Panhard, отсняты 1897 году. Но узбекский кинематограф берет отчет времени от 1925 года, когда была создана киностудия «Звезда Востока» (в последствии «Узбекфильм») где берет начало киношная династия Хамраевых и полнометражные фильмы «Рамазан», «Перед рассветом», «Шакалы Равата». В соседнем Туркменистане, генетически близком фольклору - культуре Азербайджана, годом позже выходит на импровизированные экраны аулов, первый фильм «Провозглашение Советской Туркмении». Он создан операторами петроградской киностудии «Севзапкино» (ныне «Ленфильм») Сергеем Лебедевым и Борисом Башем. По решению местного Совета народных комиссаров в Полторацке, (ныне Ашхабад) была организована киностудия «Туркменфильм». Есть документальные кадры хроники о строительстве железной дороги в городах Туркестана начало ХХ века. Но никто из вышеперечисленных республик даже и не думал присвоить себе кадры имперского прошлого. Даже Туркменбаши не додумался (не нашлось своего подсказчика «Оскароносца» туркмена)!
Буквально в этом году, составная часть нашей культуры AzTV празднует своё 57 летие. Этому событию послужила дата вещания первого прямого эфира в Азербайджанской ССР, но никак не появления первого телеприемника в чьем либо кабинете. Бакинская губерния как другие уезды и земства (территории нынешнего Азербайджана), так и губернии Туркестана Средней Азии, были колониальными уголками Российской империи, коих у стран родоначальников «Седьмого искусства»: Франции, Британии, Германии, США, таких колоний в Азии и Африке было завались. А уже к 1900 году аппарат синематографа успел совершить кругосветное путешествие. Кинематограф в то время служил и как вспомогательное средство. Запечатлены кадры: Путешествия христианских миссионеров на землю обетованную Палестину в город-храм Иерусалим, Хадж мусульманских паломников в Аравию к святыням Мекки и Медины. Исторические научные открытия в археологии и этнографии Азии и Африке. В 1898 первые британские кинематографисты с камерами Birtac Эдисона по заказу Лондонского антропологического музея, отсняли на юге Африки аборигенов из племен Зулус и Бушмен. Первые кинематографисты искали движения внутри кадра, а научных экспедиторов интересовало у местного населения их обряды, медитативные ритуалы, танцы все то, что подлежало исследованию историей для детального и неоднократного просмотра – это и приводило к единому совпадению науки и искусства запечатлеть ритм времени физического небытия. Ныне эти аборигены под патронажем ЮНЕСКО проживают в государстве Ботсвана. А что если – эта административная единица черного континента провозгласит 114-ую годовщину национального кино своих аборигенов? Тогда Азербайджанские кинематографисты на правах побратимах, могут им представить этюд движущейся фотографии А. Мишона - «Кавказская пляска» туземцев.
Библиография
1. Жорж Садуль. «Кино стран Азии и Африки».
2. Советский энциклопедический словарь мирового кино.
3. Сергей Добротворский. «Кино на ощупь».
4. Сергей Юткевич. «Лекции по киноискусству».
Ульви Мехти
Kultura.Az